Закон 161 о платежной системе

Содержание
  1. 161-ФЗ о национальной платежной системе и карта МИР
  2. Закон о карте МИР
  3. Цель создания национальной ПС
  4. Кто обязан переходить на ПС МИР
  5. Достоинства платежной системы МИР
  6. Итог
  7. Что гласит 161-й Федеральный закон о национальной платежной системе — Деньги и финансы простым языком
  8. Электронные денежные средства
  9. Если они были предоставлены организациям, которые ведут:
  10. Электронные деньги = реальные
  11. Налоги, пени и штрафы
  12. В поручении указывается:
  13. К главным отличиям электронных денежных средств от безналичных относят:
  14. Оператор электронных денежных средств
  15. Создание электронного кошелька
  16. Пополнение электронного кошелька
  17. Тратим электронные деньги правильно
  18. Каждый перевод осуществляется посредством одновременного выполнения оператором цепочки действий:
  19. Такая информация в основном запрашивается:
  20. Федеральный закон N 161-ФЗ о национальной платежной системе
  21. Национальная платежная система, ее субъектный состав и основополагающие нормы
  22. Структура национальной платежной системы согласно нормам закона
  23. Национальная платежная система МИР
  24. Каких законодательных норм коснулись последние изменения
  25. Госдума утвердила в окончательном виде порядок перевода выплат бюджетникам и пенсионерам на банковские карты МИР
  26. Для чего потребовался переход на банковские карты МИР
  27. Сколько придется платить за обслуживание карты МИР
  28. Основные положения поправок к Федеральному закону № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе», принятые Госдумой 21 апреля 2017 года
  29. Особенности по внедрению карт МИР для пенсионеров
  30. Особенности по внедрению карт МИР для бизнеса
  31. Кому не потребуется переходить на банковскую карту МИР
  32. Банковские карты МИР сделают также продуктовыми
  33. Выплаты бюджетникам и пенсионерам на банковские карты мир
  34. Комментарий Закона № 161-ФЗ
  35. Клиенты электронных платежных систем (пользователи электронных денег) по Закону № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»
  36. Особенности операций с электронными деньгами
  37. Предоставлении клиентам — физическим лицам информации об особенностях оказания услуг по переводу электронных денежных средств
  38. Фз 161 о национальной платёжной системе
  39. Общие сведения о Законе национальной платежной системы РФ
  40. Практические аспекты по использованию карты
  41. Правила участия
  42. Нововведения

161-ФЗ о национальной платежной системе и карта МИР

Закон 161 о платежной системе

Платежная система МИР – отечественный продукт, разработанный с целью исключения проблем граждан РФ при осуществлении каких-либо операций, связанных с деньгами.

Законность и все тонкости работы данной платежной системы регламентируется законом 161 ФЗ. Рассмотрим суть данного законодательно документа, а также разберемся, каковы преимущества национальной платежной системы МИР и кто ею может пользоваться.

Закон о карте МИР

Сразу бы хотелось уточнить, что в законе 161 ФЗ от 27.06 2011 нет четкого указания на наименование ПС.

Но в силу того, что в настоящее время в Российской Федерации работает только одна национальная ПС – МИР, то стоит рассматривать данный законодательный документ именно в рамках использования системы МИР.

Федеральный закон 161-ФЗ регламентирует правовые и организационные основы национальной платежной системы. На основании статей 161 ФЗ осуществляется регулировка порядка оказания платежных услуг различного рода, деятельности субъектов данной ПС, а также определяются требования к реализации внедрения системы в действие и контроль за соблюдение всех предписаний самого закона 161 ФЗ.

В законе 161 ФЗ о платежной системе рассматриваются следующие аспекты:

  1. В Главе №1 находятся общие сведения о самом законопроекте. Здесь рассматривается предмет регулирования 161 ФЗ, а также основные понятия, которые используются в данном документе.
  2. Глава №2 содержи данные о порядке оказания платежных услуг. Описание всех схем работы национального платежного инструмента: перевод средств, обналичивание, электронные переводы и т.п.
  3. Глава №3 – субъекты отечественной платежной системы и требования к их деятельности. В данном разделе закона 161 ФЗ о национальной платежной системе можно найти информацию, касающуюся субъектов данной ПС и требований к их деятельности. То есть, главой 3 закона 161 ФЗ определяется, кто может предоставлять подобные услуги.
  4. Глава №4, №4,1 – требования к организации и работоспособности платежной системы. Правила ПС, участники, признание ПС действующей и пр. В главе 4.1 рассматриваются основные аспекты национальной системы платежных карт.
  5. В главе №5 можно найти сведения о том, каким образом должен осуществляться надзор за соблюдением требований закона 161 ФЗ о национальной платежной системе.
  6. В главе №6 находятся данные о порядке вступления в силу данного документа.

Именно так выглядит ФЗ 161 от 27.06 2011 о национальной платежной системе со всеми правками. Сам законопроект был подан на рассмотрение 14 июня 2011 года, а уже 27 июня он был одобрен Советом Федерации.

Цель создания национальной ПС

Идея создания отечественной платежной системы возникла сразу после того, как вступили в силу санкции, наложенные на работу некоторых ПС международной категории.

Развитие внутренней ПС позволяет беспрепятственно пользоваться платежными картами, проводить различного рода финансовые операции, не опасаясь, что они также попадут под международные санкции.

Кроме того, основными целями и задачами создания отечественной ПС, коей в настоящее время является система МИР, являются следующие аспекты:

  • предоставление надежных услуг денежных переводов посредством отечественных платежных инструментов;
  • повышение уровня доверия граждан РФ к безналичному способу оплаты;
  • создание национального платежного пространства, которое не зависит от иностранных организаций;
  • вывод национального платёжного инструмента на международный уровень.

Кто обязан переходить на ПС МИР

Согласно закону 161 ФЗ от 2011 года отечественной платежной системой обязаны пользоваться 2 категории граждан РФ:

  • пенсионеры;
  • бюджетники – работники бюджетных учреждений, студенты и т.п.

Остальные же граждане Российской Федерации могут и не переходить на данный вид банковских услуг – это по желанию.

Достоинства платежной системы МИР

Среди самых больших плюсов использования национальной ПС МИР следующие привилегии:

  1. Независимость. В отличие от платежных систем международного уровня, работа ПС МИР не зависит от политических и экономических внешних факторов. Платежные операции по картам МИР, согласно закону 161 ФЗ, безопасны, а держатели данных банковских продуктов всегда имеют бесперебойный доступ к денежным средствам. Ситуация на мировой политической арене и работа международных ПС никоим образом не влияют на финансовую стабильность работы системы МИР.
  2. Безопасность. В виду того, что карты МИР созданы с учетом передовых достижений отечественных разработчиков, ее безопасность находится на высоком уровне.
  3. Простота и быстрота оформления/переход на новый платёжный инструмент.
  4. Выгода. Благодаря наличию программы лояльности, держатели карт МИР могут, оплачивая товары и услуги, получать обратно до 20% потраченных средств.

Итог

Резюмируя все вышесказанное, сделаем небольшое заключение:

  1. Закон 161 ФЗ о национальной платежной системе – это инструмент, позволяющий пользоваться отечественной банковской системой, не зависящей от иностранных компаний и санкций.
  2. В настоящее время единственной ПС государственного типа является система МИР.
  3. Согласно данному Федеральному закону 161, картой МИР, а точнее, самой системой, должны пользоваться все государственные и муниципальные предприятия. Основные пользователи ПС МИР – пенсионеры и бюджетники.
  4. Основными преимуществами национальной платежной системы МИР являются независимость, удобство, комфортные условия использования, а также наличие программ лояльности, позволяющие сэкономит средства, потраченные на оплату товаров и услуг.

Закон по карте МИР для бюджетников – это еще один шаг навстречу к финансовой независимости РФ!

Источник: https://mir-cards.ru/161-fz/

Что гласит 161-й Федеральный закон о национальной платежной системе — Деньги и финансы простым языком

Закон 161 о платежной системе

161-й Федеральный Закон от 27.06.2011 года вступил в силу 29 сентября 2011 года. С октября того же года стали применяться и те поправки, которые, собственно, были внесены рассматриваемым законом в отдельные законодательные акты ввиду принятия данного документа. В частности, речь идет об изменениях, внесенных в 1-ю часть НК РФ.

Электронные денежные средства

В соответствии с положениями закона, каждая организация вправе производить расчеты с контрагентами, используя электронные денежные средства. Обменять на электронные деньги допускается исключительно те безналичные средства, которые находятся на банковском счете компании.

Денежные средства приобретают статус электронных в случае, если организация направляет их оператору электронных денежных средств, не открывая при этом банковский счет в целях расчета с контрагентом.

Электронными денежными средствами признаются таковые, что предварительно были предоставлены одним лицом другому лицу без открытия банковского счета в целях выполнения денежных обязательств (18-й пункт 3-й статьи Закона).

Денежные средства не могут рассматриваться в качестве электронных в ряде случаев.

Если они были предоставлены организациям, которые ведут:

  • клиринговую деятельность либо таковую на рынке ценных бумаг;
  • занимаются управлением фондами (инвестиционными, паевыми инвестиционными и негосударственными пенсионными).

Электронные деньги = реальные

Сегодня электронные деньги имеют официальный статус.

Согласно 12-у пункту 10-й статьи закона, на денежные средства компании может налагаться взыскание вне зависимости от того, где они числятся: на банковском счете или в электронном кошельке.

Кроме того, допускается возможность приостановления операций с электронным кошельком аналогично тому, как это применяется при операциях по расчетному счету компании.

Положения аналогичного содержания были включены в 1-ю часть НК РФ.

Налоги, пени и штрафы

Если организацией не будут своевременно перечислены налоги в бюджет, взыскание сначала коснется денежных средств, лежащих на счету в кредитной организации, далее – электронных денежных средств, а затем самого имущества организации (1-й пункт 46-й статьи НК РФ). При этом валюта, в которой хранятся деньги в электронном кошельке, значения не имеет.

Взыскание электронных средств будет осуществляться согласно решению налогового органа в том случае, если на расчетном счету организации денежных средств оказалось недостаточно. О порядке принудительного взыскания говорится в пункте 6.1, внесенном в 46-ю статью НК РФ.

Налоговое поручение, связанное с переводом электронных денежных средств на счет компании, направляется в тот банк, где у последней открыт электронный кошелек.

В поручении указывается:

  • подлежащая переводу сумма;
  • реквизиты счета и таковые корпоративного электронного средства платежа.

Для исполнения поручения банку отводится один операционный день. Электронные деньги могут быть зачислены на расчетный счет организации, а потом перечислены в бюджет. При недостаточном количестве денег в электронном кошельке они будут списаны по мере поступления.

Если взыскание недоимки не могут покрыть электронные деньги в рублях, оно может быть осуществлено за счет электронных средств в валюте. В таком случае средства подлежат переводу на валютный счет компании.

Кроме поручения относительно перечисления налога, налоговой инспекцией может быть направлено банку поручение, связанное с продажей иностранной валюты компании. Такая продажа производится банком не позже следующего дня.

При взыскании налога налоговыми органами могут быть приостановлены переводы электронных средств в порядке, установленном 76-й статьей НК РФ.

К главным отличиям электронных денежных средств от безналичных относят:

  • отсутствие необходимости открытия банковского счета, – в отличие от «безнала», существующего только при наличии счета (расчетного, текущего) у организации, электронные деньги пребывают в виртуальном пространстве и именуются электронным кошельком;
  • ограниченную величину остатка средств для электронного кошелька, – на конец рабочего дня рассматриваемый показатель не может превышать сумму в 100 тысяч рублей (аналогично в иностранной валюте). В случае превышения установленного лимита, электронные деньги должны быть переведены на банковский счет компании;
  • осуществление расчетов, которое в случае с электронными деньгами возможно только в отношении физических лиц (9-й пункт 7-й статьи закона);
  • отсутствие возможности уплаты налогов посредством электронных средств.

Оператор электронных денежных средств

Осуществление действий с электронным кошельком, т. е. создание, пополнение и пользование им, возможно при наличии соответствующего договора у организации с оператором электронных денежных средств.

В качестве последнего может выступать кредитная организация, обладающая правом осуществления переводом средств без предварительного открытия банковских счетов. На оператора возложены обязанности, связанные с установлением правил и порядка осуществления переводов электронных средств.

Создание электронного кошелька

Создание электронного кошелька для организации возможно в том банке, где у последней имеется расчетный счет, либо в иной кредитной организации. В последнем случае сведения о банковском счете должны быть переданы оператору в обязательном порядке.

Пополнять электронный кошелек организация вправе только с помощью своего банковского счета (3-й пункт 7-й статьи закона).

Учет операций, выполняемых через электронный кошелек, равно как и предоставление сведений по остатку клиентам, – прерогатива оператора. При этом оператору запрещено начислять проценты на остаток электронных средств и осуществлять выплаты-вознаграждения клиентам. Также он не вправе предоставлять им средства для приумножения остатка на счете (6-й пункт 7-й статьи закона).

О создании электронного кошелька компания должна обязательно уведомить налоговые органы (новый п.п. 1.1 2-го пункта 23-1 статьи НК РФ). В противном случае на компанию накладывается штраф.

Пополнение электронного кошелька

Содержимое созданного электронного кошелька организация может пополнять за счет поступлений от физических лиц. ИП и юрлица переводить электронные деньги компании не имеют права.

По договору с оператором допускается также введение автономного режима при использовании средств.

В таком случае уменьшение остатка и зачисление на электронный кошелек будут происходить не в одновременном порядке.

Тратим электронные деньги правильно

Для осуществления перевода электронных средств организация должна подготовить и направить Оператору с помощью корпоративного электронного средства платежа распоряжение (7-й пункт 7-й статьи Закона). В качестве такового могут использоваться информационно-коммуникационные технологии, электронные носители информации, платежные карты, другие технические устройства.

Право использования средств обязательно отражают в договоре при условии, что организация поставлена на учет в налоговом органе и имеет соответствующее свидетельство для идентификации (1-й пункт 86-й статьи НК РФ).

Распоряжение о переводе подлежит незамедлительному выполнению оператором.

Каждый перевод осуществляется посредством одновременного выполнения оператором цепочки действий:

  • принятие клиентского распоряжения;
  • уменьшение остатка средств плательщика;
  • увеличение остатка средств получателя на величину перевода.

Договором может предусматриваться обратная схема перевода электронных средств, когда распоряжение оператору направляется получателем. Остаток может быть переведен на банковский счет компании.

Туда же, как уже говорилось выше, могут быть направлены и электронные деньги, суммы которых превышают допустимый размер содержимого в электронном кошельке.

Банкам вменяется обязанность, связанная с предоставлением справок относительно остатков и произведенных переводов налоговым органам. После получения мотивированного запроса должно пройти не меньше трех дней.

Такая информация в основном запрашивается:

  • после принятия решения относительно взыскания долга;
  • при вынесении решения, связанного с приостановлением переводов.

Нарушение банком обязанностей относительно электронных денежных средств является нарушением ответственности, предусмотренной статьей 135.2 НК РФ.

Скачать текст 161-го Федерального закона о национальной платежной системе.

Источник: http://denjist.ru/card/fz-o-natsionalnoj-platezhnoj-sisteme.html

Федеральный закон N 161-ФЗ о национальной платежной системе

Закон 161 о платежной системе

Федеральный закон N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» был принят Государственной Думой Российской Федерации 14 июня 2011 года и одобрен Союзом Федераций 22 июня того же года.

С тех пор закон постоянно подвергался каким-либо изменениям: 1 раз — в 2012 году, 2 раза — в 2016 году, 3 раза — в 2013 и 2017 годах, 4 раза — в 2014 и 2018 годах.

Несмотря на то, что 2019 год еще не закончен, в этом году имели место два изменения, о которых мы поговорим чуть позже.

Законопроект начал разрабатываться еще в конце 2011 года, главной целью его принятия стало усовершенствование российского банковского сектора и финансового рынка страны. Кроме того, было важно обеспечить выполнение международных норм и стандартов.

А пока давайте определимся, какие элементы финансового и банковского рынка РФ регулирует этот закон и каковы его основные положения.

Национальная платежная система, ее субъектный состав и основополагающие нормы

Платежная система представляет собой систему, объединяющую инструмент и методы, которые можно использовать для перевода денег и осуществления других расчетов.

В работе платежной системы принимают участие многочисленные участники экономического оборота: потребители, продавцы товаров и услуг, банковские и другие финансовые учреждения, а также государственные регуляторы в этой сфере и международные финансовые организации.

Благодаря наличию платежной системы возникает сама возможность проводить платежи. По сути WebMoney и «Яндекс.Деньги» тоже представляют собой модификацию платежных систем, только узконаправленную и международную: перевод средств между странами возможен, однако платежи проводить можно только в Интернете, рассчитаться в магазине, списав деньги с яндекс-кошелька, не получится.

Во всем мире действуют две универсальные международные платежные системы: VISA и MasterCard.

С ними можно и в кафе рассчитаться, и в магазине приобрести товар, а также оплатить номер в отеле и купить билет на самолет в Интернете.

Причем преград для нее нет: рублевая карта VISA позволяет рассчитаться, к примеру, в Германии, только сначала рубли будут переведены в доллары, а потом в евро (возникнет комиссия).

Кроме этих систем, есть и локальные платежные системы, самая известная из которых — American Express. Чеки этой системы в российском банке поменять невозможно — нужно искать посредника, который выдаст свои деньги, а потом получит платеж в тех же США или Канаде.

Очевидно, что для взаиморасчетов между российскими участниками реального рынка WebMoney и «Яндекс.Деньги» явно не подходят, а вот VISA и MasterCard могут использоваться.

Только зачем оплату в магазине в рублях сначала конвертировать в доллары, а потом опять переводить в рубли? Да и не хочется, чтобы комиссии уходили за рубеж, а хочется, чтобы они оседали в прибыли российских банков.

Вот с этим посылом и началась разработка законопроекта о национальной платежной системе (НПС).

Вначале представители международных платежных систем были очень напуганы: шутка ли, при принудительном переходе на НПС они лишились бы многомиллиардного пирога, состоящего из комиссии при проведении платежей. Однако закон был принят таким образом, что юридические и физические лица вправе выбирать самостоятельно, к какой платежной системе присоединяться, — к международной или национальной.

Структура национальной платежной системы согласно нормам закона

Сегодня в России НПС трехуровневая. На самом верху находится Банк России — это центральное звено.

https://www.youtube.com/watch?v=FfJQhsuil78

На втором уровне располагаются операторы, занимающиеся переводом средств, платежные агенты, даже организации связи (в последнее время все меньше, но все еще участвуют). Именно они оказывают непосредственно платежные услуги.

На третьем уровне находятся элементы, в совокупности составляющие инфраструктуру национальной платежной системы. К ним относятся операторы платежных систем и услуг платежной инфраструктуры, а также расчетные системы.

Национальная платежная система МИР

В 2014 году, в связи с известными политическими событиями, со стороны международных платежных систем были введены некоторые санкции, касающиеся ограничений в использовании пластиковых карт, подключенных к международным платежным системам VISA и MasterCard. В ответ на это было принято решение о создании национальной платежной системы под названием МИР. Эта структура обеспечивает обработку операций, связанных с банковскими картами, внутри Российской Федерации, без выхода на зарубежные процессинговые рынки.

В середине 2014 года был создан оператор, который управляет движениями внутри системы, им стала Национальная система платежных карт (НСПК). Именно на эту структуру возложена обязанность внедрять и сопровождать отечественную банковскую карту МИР.

Примечательно, что банк (если не попадает под международные санкции), может одновременно выпускать карты VISA, MasterCard и МИР. Клиент сам в праве выбрать, к какой системе его подключить, а задача банка — проинформировать о возможных тарифах на комиссию.

Кроме того, в системе МИР возможно принятие к оплате карты любой из двух международных платежных систем, поскольку компании, управляющие ими, создали на территории РФ свои процессинговые центры. Более того, НСПК МИР и Mastercard даже выпустили общую платежную карту МИР-Maestro, которую можно использовать как в стране, так и за рубежом.

Преимуществом карт НСПК МИР является безусловная поддержка государства (именно на ней «сидят» пенсионные программы и зарплатные проекты государственных служащих), а также низкие тарифы на обслуживание и бесплатный выпуск. Для сложных международных операций они, конечно, не подойдут, а вот для снятия наличности и расчета в торговых точках их более чем достаточно.

Главный недостаток — невозможность использования за границей — возмещается тем, что основные владельцы таких карт за границу и не попадают, а потому этот недостаток их особо не расстраивает. Кроме того, по этим картам практически не развита система скидок и бонусов, как по VISA или MasterCard.

Каких законодательных норм коснулись последние изменения

В 2019 году был принят ряд изменений, которые существенным образом повлияли на функционирование национальной платежной системы за счет введения новых положений. Прокомментируем основные из них:

  1. Сегодня многие платежи, особенно в Интернете, проводятся с помощью ApplePay, SamsungPay, GooglePay, MirPay. Их деятельность до недавнего момента никоим образом не регулировалась, а они именовались как «специальные платежные сервисы» и по сути ничем не отличались от других приложений в телефонах. Теперь они именуются «платежное приложение» и подчиняются требования по защите прав плательщиков и персональной информации.
  2. Законом вводится понятие «платежного агрегатора», уточняется его значение, перечислено, кто может стать им, а также выявлены требования к этим структурам. К ним, в частности, относятся платформы электронной коммерции и онлайн-магазины. Вся информация касательно их деятельности будет передаваться для мониторинга в ЦБ РФ через обслуживающий банк.

Источник: https://bilderlings.com/ru/blog/zakon-naczionalnoj-platezhnoj-sisteme/

Госдума утвердила в окончательном виде порядок перевода выплат бюджетникам и пенсионерам на банковские карты МИР

Закон 161 о платежной системе

21 апреля 2017 года Госдума в третьем (окончательном) чтении приняла поправки к Федеральному закону № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе»:

Сбербанк и ряд других банков уже сейчас предлагает дебетовую карту МИР в качестве зарплатной и социальной банковских карт, на которые можно получать эти выплаты.

Согласно принятым Госдумой поправкам к Федеральному закону № 161-ФЗ:

  • установлена обязанность российских банков использовать только национальные платежные инструменты при осуществлении операций по счетам физлиц, получающих денежные выплаты из бюджета РФ или государственных внебюджетных фондов;
  • положения закона № 161-ФЗ будут распространяться на выплаты денежного содержания, зарплат работников государственных и муниципальных учреждений, пенсий и стипендий;
  • при этом обслуживание банковских карт МИР для пенсионеров должно быть бесплатным;
  • с 1 июля 2017 года банковские карты МИР будут выдаваться всем гражданам, обратившимся за открытием нового банковского счета в целях получения выплат из бюджета;
  • остальные граждане должны будут получить банковские карты национальной платежной системы МИР до 1 июля 2018 года;
  • для пенсионеров срок получения карты МИР установлен до 1 июля 2020 года;
  • закон сохраняет возможность получать указанные выплаты наличными деньгами или на банковские счета, не привязанные к банковским картам;
  • поправки также не распространяются на получение физлицами вычетов по НДФЛ и на нерегулярные выплаты;
  • при этом за правительством остается право установить по согласованию с Центральным Банком перечень иных выплат, в отношении которых будет действовать требование об их перечислении на банковские карты национальной платежной системы МИР;
  • закон также обязывает продавцов, выручка от реализации товаров которых за год превышает 40 млн рублей, обеспечить прием банковских карт национальной платежной системы МИР. Эта обязанность наступает после 1 октября 2017 года;
  • закон расширяет также список участников «Национальной системы платежных карт» (НСПК) за счет включения иностранных банков, зарубежных национальных банков и международных финансовых организаций. Кроме того, в перечень участников НСПК планируется включить и Внешэкономбанк. Это позволит обеспечить расширение сети приема карт МИР и возможность их эмиссии за рубежом;
  • банки должны не позднее 1 июля 2017 года обеспечить прием карт МИР во всех своих технических устройствах, предназначенных для осуществления расчетов, в том числе банкоматах.

Помимо этого, поправки к закону № 161-ФЗ регулируют размер комиссии по банковским картам МИР — он не должен превышать размер комиссионного вознаграждения, взимаемого банком по платежным картам платежных систем аналогичного вида.

Для чего потребовался переход на банковские карты МИР

Как мы уже знаем из предыдущих материалов, большинство дебетовых банковских карт принадлежит двум самым крупным платёжным системам:

Обе эти платежные системы американские, и в условиях санкций против нашей страны с банковскими картами этих платежных систем уже возникал ряд проблем. Так, ещё в 2014 году эти платежные системы уже прекращали обслуживание нескольких российских банков, которые попали под санкции.

С учетом этого Банк России принял решение о срочном создании национальной платёжной системы, получившей название МИР. Оператором национальной платёжной системы МИР стала АО «Национальная система платёжных карт» (НСПК), через которую с 2015 года проходят все безналичные платежи в России, включая платежные системы VISA и MasterCard.

В производстве банковских карт МИР использованы передовые технологии, а сама платежная система МИР отвечают всем требованиям безопасности. Бюджетников и получателей пенсий и социальных выплат переводят на банковские карты платёжной системы МИР для того, чтобы платежная система МИР быстрее и эффективнее развивалась.

На сегодня выпущено уже более 3 млн. таких банковских карт, а планируется довести их выпуск до 16 млн. карт. Выпускают и обслуживают карты МИР 225 российских банков, в том числе Сбербанк, ВТБ24, «Россельхозбанк» и другие крупные банки.

Среди тех, кто работает с новыми банковскими картами, судя по информации на официальном сайте платежной системы МИР:

  • более 60 крупных торговых сетей таких как «Ашан», «Эльдорадо», «Макдональдс», «Тануки», «Связной» и др,
  • АЗС, рестораны, сотовые операторы («Мегафон» и Tele2) и др.

Сколько придется платить за обслуживание карты МИР

По новому закону стоимость обслуживания банковских карт платежной системы МИР устанавливает банк – эмитент карты. При этом в законе прописано, что обслуживание карт МИР не должно быть дороже, чем у других платёжных систем, а пенсионерам оно будет предоставляться бесплатно.

За обслуживание банковских карт МИР зарплатных проектов платит работодатель.

Основные положения поправок к Федеральному закону № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе», принятые Госдумой 21 апреля 2017 года

До 1 июля 2017 года все банки должны обеспечить прием банковских карт национальной платежной системы МИР во всех предназначенных для расчетов с использованием платежных карт устройствах, включая банкоматы и кассовые терминалы.

С 1 июля при обращении бюджетников за открытием нового зарплатного счета банки будут обязаны выдавать карту МИР. Все бюджетники должны перейти на новую банковскую карту МИР до 1 июля 2018 года.

Особенности по внедрению карт МИР для пенсионеров

Пенсионеры смогут получить карты МИР взамен карт по истечении срока их действия, но не позже 1 июля 2020 года. банк, выдавший карту МИР не будет брать плату с пенсионеров.

И пенсионерам не нужно никуда специально приходить получать новую банковскую карту. Когда закончится срок действия текущей банковской карты, не важно, какой она платежной системы, ее просто заменят банковской картой МИР. Кроме того, сохраняется возможность получения пенсии наличными на руки.

Особенности по внедрению карт МИР для бизнеса

Специальные терминалы для приема банковских карт МИР бизнес должен установить до 1 октября 2017 года. Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием карт МИР предлагается не распространять на субъекты предпринимательской деятельности, выручка у которых не превышает 40 млн. рублей в год.

В местах, где отсутствует доступ к сотовой связи или коллективный доступ в интернет, продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием карты МИР. Продавцы с годовой выручкой менее 5 млн. рублей также освобождаются от данной обязанности.

Кому не потребуется переходить на банковскую карту МИР

Требования об обязательном переходе на банковские карты национальной платежной системы МИР не будут распространяться:

  • на получение гражданами налоговых вычетов по НДФЛ,
  • выплат на банковские счета, не предусматривающие по ним операций с использованием платежных карт,
  • выплат в наличной форме (в том числе через почтовые отделения), единовременных выплат или выплат, осуществляемых реже одного раза в год.

Требования об обязательном переходе на банковскую карту МИР не будут применяться и в отношении:

  • граждан, имеющих постоянное место жительства за пределами РФ,
  • сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений и постоянных представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.

Банковские карты МИР сделают также продуктовыми

Минпромторг предложил с помощью банковских карт МИР оказать социальную поддержку малоимущим гражданам. Пока о программе известно лишь в общих чертах. Предполагается, что на банковские карты платёжной системы МИР будут переводиться баллы, которыми можно будет расплачиваться в продуктовых магазинах.

На эти баллы малоимущие граждане в рамках социальной помощи малоимущим смогут приобрести продукты питания первой необходимости (хлеб, крупы, яйца, растительное масло, мясо, рыбу, молочные изделия, макароны, картофель, фрукты, овощи, сухофрукты).

К оплате баллами будут доступны только отечественные продукты питания. По имеющейся информации программа может начаться в 2018 году.

Выплаты бюджетникам и пенсионерам на банковские карты мир

Источник: https://kolesovgb.ru/index.php/shkola-zhizni/novosti/1614-urok-33-gosduma-utverdila-v-okonchatelnom-vide-poryadok-perevoda-vyplat-byudzhetnikam-i-pensioneram-na-bankovskie-karty-mir

Комментарий Закона № 161-ФЗ

Закон 161 о платежной системе

В цикле статей, посвященных электронным деньгам, я постараюсь ответить на вопрос о том, что такое электронные деньги, а также дать юридическую оценку по вопросам обращения с электронными деньгами.

Мы уже рассмотрели вопросы:

В этой статье я постараюсь дать особенностей Закона «О национальной платежной системе». Особенности закона будут рассмотрены отдельно.

Клиенты электронных платежных систем (пользователи электронных денег) по Закону № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»

С 29 сентября 2011 г. оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая лицензию на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (п. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).

Клиентом может быть как физическое лицо, так и юридическое. Клиент — физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств как с использованием, так и  без использования своего банковского счета (п. 2 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Клиент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета (п. 3 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) запрещается рассчитываться электронными деньгами между собой. Необходимо, чтобы одним из участников расчетов было физическое лицо, использующее электронные средства платежа (п. 9 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Особенности операций с электронными деньгами

Законом № 161 — ФЗ (с учетом изменений, внесенных Законом № 110-ФЗ) установлены следующие особенности операций с электронными деньгами:

  1. Максимальная сумма перевода не может превышать 200 000 рублей.

  2. При превышении установленного лимита перевод электронных денежных средств не осуществляется.

  3. Перевод электронных денег осуществляется с проведением идентификации клиента или без проведения идентификации.

    В случае проведения идентификации клиента — физического лица ему открывается счет, остаток электронных денежных средств на котором в любой момент не может превышать 600 000 рублей.

  4. Анонимность, привлекавшая пользователей кошельков, гарантируется при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 000 рублей, общая сумма переводимых электронных денежных средств — 40 000 рублей в течение календарного месяца.

  5. Использование электронного средства платежа клиентом — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется с проведением его идентификации оператором электронных денег. Указанное электронное средство платежа является корпоративным.

    Использование корпоративного электронного средства платежа осуществляется при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 200 000 рублей на конец рабочего дня оператора электронных денежных средств.

    В случае превышения указанной суммы оператор обязан осуществить зачисление или перевод денежных средств в размере превышения указанного ограничения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения.

  6. Организации обязаны сообщать в налоговую инспекцию о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные деньги (т.е. как и при открытии банковского счета).

  7. С 1 октября 2011 года организации и индивидуальные предприниматели должны информировать налоговый орган о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств в течение 7 дней со дня возникновения (прекращения) данного права (пп. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

    ФНС России (Информация от 13 июля 2011 года) сообщает, что за нарушение срока передачи в инспекцию указанных сведений налогоплательщика могут привлечь к ответственности по статье 126 Налогового кодекса (200 рублей за каждый непредставленный документ) или статье 129.1 НК (5 000 рублей).

Предоставлении клиентам — физическим лицам информации об особенностях оказания услуг по переводу электронных денежных средств

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/dengi/elektronnye_dengi-zakon_o_natsionalnoy_platezhnoy_sisteme-kommenteriy.html

Фз 161 о национальной платёжной системе

Закон 161 о платежной системе

08.08.2019

В целях упрощения транзакций, а также любых денежных переводов с использованием пластиковых карт на территории РФ был введена единая платёжная система МИР.

Предоставление подобных услуг было урегулировано при помощи издания Федерального закона «О национальной платёжной системе».

Далее, в статье расскажем, что из себя представляет этот нормативный акт, какие вопросы регулирует, а также какие существуют практические аспекты.

Общие сведения о Законе национальной платежной системы РФ

ФЗ № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» был принят 27.06.2011.

По своей сути этот закон является определённой гарантией того, что все операции с денежными средствами, совершаемые российскими гражданами, будут выполнены без участия иностранных контрагентов, собирающих персональные данные своих пользователей.

Указанная платёжная система является единственной на территории РФ.

О том, как правильно должна функционировать национальная платёжная система, рассказывает ФЗ № 161-ФЗ.

Состоит этот акт из следующих разделов:

  1. Глава 1, рассказывающая о предмете регулирования, нормативных актах, понятиях, используемых в законе.
  2. Глава 2, информирующая о порядке оказания платёжных услуг.
  3. Глава 3 о требованиях, предъявляемых к её участникам.
  4. Глава 4 рассказывает о рекомендациях, которые должны быть соблюдены.
  5. Глава 4.1 рассказывает о самой системе и порядке использования карт.
  6. Глава 5 информирует об отслеживании всех операций.
  7. Глава 6 содержит заключительные положения, а также порядок формирования гарантийного фонда и его использование.

Указанным ФЗ предусмотрено, что осуществлять перевод денежных средств могут контрагенты, у которых с гражданами имеются определённые договорённости. Перевод средств банковским учреждением регламентирован ст. 14 ФЗ № 161-ФЗ, однако допустимо участие и почтовых организаций, деятельность которых уже регулируется иным нормативным актом.

Согласно названному акту, внесение денежных средств на собственный счёт либо их получение с него не будет являться денежным переводом, при этом законодатель чётко ограничил срок их зачисления— 3 дня.

Национальная платёжная система

Практические аспекты по использованию карты

Перечислим некоторые практические аспекты по использованию карты в соответствии с ФЗ РФ «О национальной платёжной системе»:

  1. Эксплуатация карты. Этому посвящена ст. 9 вышеназванного ФЗ:
  • использовать карту возможно только после подписания соответствующего соглашения;
  • оператор платежей имеет право отказать своему клиенту;
  • о каждой проведённой операции оператор обязан информировать;
  • срок рассмотрения претензий (обращений) составляет 30 дней;
  • обращение с картой:
          1. при утрате пластиковой карты необходимо сразу же информировать;
          2. возможно приостановление платёжного инструмента, но это действие не влечёт за собой закрытие банковского счёта;
          3. при использовании карты без ведома её держателя, необходимо сразу же сообщить оператору;
          4. при списании денежных средств без согласия владельца карты — оператор должен возместить ущерб;
          5. при списании денежных средств, но при невыполнении перевода, клиенту возмещается вся сумма транзакции;
          6. утраченные деньги возмещаются, если будет доказано, что владелец карты использует её без нарушения правил.
  1. Прекращение использования карты возможно только на основании заявления её пользователя, при этом совершенно неважно по какой причине.
  2. Для сведения. При утере карты необходимо незамедлительно об этом сообщить либо сделать это не позднее следующего дня. Последующее списание средств со счёта после подачи уведомления будет возмещено оператором системы.

Национальная платёжная система в цифрах

Правила участия

Далее, расскажем о правилах участия в платёжной системе:

  1. Общий порядок, согласно которому перед тем как начать использовать эту систему платежей оператор должен проинформировать своего клиента обо всех условиях, а также всех правах и обязанностях сторон по всем доступным и проводимым операциям. Кроме этого, он должен оказывать всяческое содействие при предоставлении информации о совершенных платежах, а также принимать заявления и обращения.
  1. Обязанности оператора. Обязательства оператора платёжной считаются оконченными с момента поступления денег на счёт. До этих пор оператор обязан предоставлять всю имеющуюся информацию. Основные функции следующие:
  • предоставление сведений о комиссии;
  • предоставление информации относительно курса валюты, при совершении операций в иностранных деньгах;
  • разъяснения по вопросу подачи претензии;
  • предоставление иных значимых сведений.
  1. Особенности переводов. Списание или перевод денежных средств происходит только на основании распоряжения клиента с его согласия (акцепта), которое оформляется как в виде договора, так и в виде отдельного документа (сообщение). При отсутствии согласия оператор в срок не позднее суток направляет требование о его предоставлении. Если согласие получено — операция будет исполнена, если же нет, распоряжение о совершении платежа будет возвращено без исполнения. Перевод возможен только на основании распоряжения клиента за его счёт. При этом неважно происходит он списанием средств со счёта либо путём внесения наличных.
  2. Участие в национальной системе:
  • оказание услуг возможно только после подписания договора;
  • использовать платёжную систему можно только в соответствии с её целевым назначением;
  • недопустимо совершение мошеннических действий и сомнительных операций;
  • обязательно оказание всех услуг, предусмотренных договором;
  • при использовании карты её держатель должен поддерживать счёт в положительном балансе;
  • при наличии заявления возможен перевыпуск пластикового устройства;
  • разрешается использование этой системы не только гражданам и предприятиям РФ, но и иностранным резидентам.
  1. Возврат средств. Названным законом закреплена так называемая презумпция невиновности клиента в отношении незаконного списания денежных средств. Банк должен доказать свою непричастность к совершению операции. В противном случае должна быть возмещена вся сумма и моральные издержки.
  2. Информирование. Если оператор не информирует своего клиента о совершенных действиях, он обязан возместить все суммы, удержанные без согласия. В случае если уведомления отправлялись, а ответа на них не было, компенсация не выплачивается, либо выплачивается только за те суммы, которые были списаны до момента получения извещения о неправомерных действиях.
  3. Названная система не подтверждена в ряде зарубежных стран из-за чего снятие наличных либо оплата покупки при помощи этой карты невозможна.

Читать так же:  Правила парковки во дворах

Нововведения

С момента своего издания закон РФ «О национальной платёжной системе» неоднократно изменялся. Общее количество редакций, вступивших в свою силу, насчитывается 20.

Источник: https://zakonoved.su/%D1%84%D0%B7-161-%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%91%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC.html

Онлайн-юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: