Закон о чрезвычайных ситуациях

Правительство спешно «ремонтирует» закон о ЧС. Как это поможет борьбе с эпидемией?

Закон о чрезвычайных ситуациях
https://www.znak.com/2020-03-31/pravitelstvo_speshno_remontiruet_zakon_o_chs_kak_eto_pomozhet_borbe_s_epidemiey

2020.03.31

Во вторник Госдума стремительно приняла в трех чтениях и передала на рассмотрение в Совет Федерации правительственный законопроект с поправками в федеральный закон о чрезвычайных ситуациях.

В числе главных в этом пакете — поправка, которая призвана дополнить само понятие чрезвычайной ситуации: сразу после слова «катастрофа» в определении, прописанном в законе, теперь будет значиться «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих».

Изменения связаны с необходимостью экстренного реагирования на угрозу распространения COVID-19. Разбираемся, что мешает этому реагированию сейчас и как власти хотят это исправить.

Никита Телиженко / Znak.com

Что меняется?

Поправки, о которых идет речь, вносятся в федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Кроме того, что в законе уточняется определение чрезвычайной ситуации (ЧС), дополняется статья 4.

1 о функционировании органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Дополнительные полномочия появляются у правительства.

При угрозе возникновения или в случае возникновения отдельных ЧС кабинет министров сможет взять на себя координирующие функции — по сути, стать единым оперативным штабом, который будет согласовывать экстренные меры.

Сейчас, согласно закону, правительство напрямую этими функциями не обладает. В повседневном режиме действует МЧС — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Ему подчинен подведомственный Национальный центр управления в кризисных ситуациях. Глава МЧС руководит Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Сейчас именно она принимает решение о федеральном уровне реагирования на ЧС, если ситуация имеет общенациональный характер или затронула два и более региона. 

Взяв на себя функции координирующего органа, правительство теперь само сможет вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ или на какой-то ее части. 

Для чего это делается?

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что его цель — уточнить полномочия правительства в критических ситуациях. В случае чего премьер на угрозу ЧС будет реагировать сам, а не через какую-то комиссию, которую к тому же возглавляет не он.

Вероятно, премьеру Мишустину кажется, что так будет быстрее и эффективнее. К тому же это логично. На региональном уровне систему предупреждения и ликвидации ЧС возглавляют губернаторы, а на муниципальном — мэры.

И именно они вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на своей территории. 

Поправки отчасти легализуют ту конструкцию, которую Михаил Мишустин уже собрал для борьбы с COVID-19, образовав и возглавив межведомственный координационный совет по противодействию коронавирусу.

Важно и то, что одновременно правительству дается право устанавливать правила поведения при введении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, обязательные для исполнения гражданами и организациями. Это задел в том числе на возможное ближайшее будущее — на случай, если эпидемия продолжит набирать силу.

Во всех российских регионах уже больше недели действует режим повышенной готовности. Но на федеральном уровне такого режима пока нет. Если дело дойдет до этого (или, что еще серьезнее, до режима самого ЧС), у правительства будут законные основания предписать, как надо действовать россиянам, а как действовать нельзя.

И эти правила будут иметь силу закона — в отличие от тех рекомендаций, которые сейчас вводят своими указами губернаторы.

Что сейчас не так с ограничительными мерами в регионах?

По состоянию на этот час режим самоизоляции и другие ограничительные меры ввели уже почти 70 регионов.

Половина из них сделала это сразу после того, как об ужесточении карантинных мероприятий объявили Москва и Подмосковье, а глава правительства фактически призвал последовать их примеру.

И тогда же юристы, в том числе те, кого никак не заподозришь в нелояльности системе, указали на юридическую шаткость таких решений.

Лучше всех по поводу уязвимости региональных ограничений дал пояснения глава правозащитного объединения «Агора» Павел Чиков. По его словам, перечень введенных запретов больше соответствует тому, что допускается федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении (№ 3-ФКЗ от 30.05.2001).

В числе возможных ограничений закон упоминает карантин. Но ввести чрезвычайное положение в России или на части ее территории можно только указом президента, который еще и должен быть одобрен Советом Федерации.

Не случайно в числе первых, кто возмутился указу московского мэра, оказался глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас.  

Сам столичный мэр (как и его последователи в регионах) при этом ссылается на закон о ЧС.

Но, как отмечает Чиков, в этом законе не упоминаются (пока) эпидемии, в том числе как повод для введения режима ЧС. А формулировка «иные бедствия» не выглядит достаточной. Иначе с подачи правительства в закон сейчас не вносились бы срочные поправки. 

По мнению главы «Агоры», к проблемной ситуации, которую хотят купировать власти, пока наиболее применим федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (№ 52-ФЗ от 30.03.1999).

В нем также есть понятие «карантин», который наделяет органы власти всех уровней полномочиями по введению различных ограничений.

Но, например, в указе Собянина (как во многих аналогичных) ссылок на этот закон нет. 

Более того, не во всех случаях решения руководителей субъектов пока подкреплены предписаниями главных санитарных врачей в регионах.

Но даже там, где такие предписания были, конструкция все равно может оказаться юридически небезупречной.

Бывший министр общественной безопасности Челябинской области Евгений Савченко даже не исключает, что могут последовать возражения со стороны органов прокуратуры.

Но пока о таких действиях региональных прокуроров неизвестно. Зато известно о первых попытках общественников оспорить действия высших должностных лиц в своих регионах.

В итоге даже представители региональных властей вполголоса признают, что изданные распоряжения об обязательной изоляции в большей мере рассчитаны на сознательность граждан, нежели на полное законопослушание.

Впрочем, практика первых дней изоляции показала, что при необходимости следуют меры, все же обязательные к исполнению.

Так, например, было с одним из строительных гипермаркетов в Екатеринбурге, который в выходные останавливал работу, следуя точечному предписанию Роспотребнадзора. 

Почему не вводится именно карантин?

Опрошенные Znak.com представители медицинских округов говорят, что власти действительно могли бы опереться не на № 68-ФЗ (о ЧС), а № 52-ФЗ (о санитарно-эпидемиологическом благополучии).

И спокойно вводить любые ограничения, которые посчитали бы достаточными территориальные органы Роспотребнадзора, вплоть до самого настоящего карантина.

Тем более что Дума одновременно приняла и ужесточающие поправки в Уголовный кодекс, которые «будят» доселе фактически «спавшую» статью 236 («Нарушение санитарно-эпидемиологических правил»). 

Но, как уже было сказано, в написанных под копирку губернаторских указах «санитарный» закон не упоминается.

То, что события пошли по этому сценарию, некоторые даже считают признаком слабости ведомства, возглавляемого сегодня Анной Поповой.

И намекают, что при Геннадии Онищенко, предшественнике Поповой в должности главного санитарного врача России, было бы иначе. На сайте самого ведомства найти разъяснений на этот счет не удалось.

Впрочем, тот же Павел Чиков вообще сомневается в праве санитарных врачей останавливать работу бизнеса в мегаполисах и запрещать жителям городов выходить из дома. Сомнения есть и у других юристов, которые напоминают, что есть статья 55 Конституции РФ (допускающая ограничения прав и свобод граждан, но только федеральным законом).

И задаются вопросом, нельзя ли толковать эту статью так, что предписание главного санитарного врача — слишком слабый акт, чтобы ограничивать право граждан на свободное передвижение? 

Как бы там ни было, № 68-ФЗ уже не впервые используется там, где, казалось бы, речь идет именно о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Когда в 2018 году в Челябинске из-за конфликта властей и компаний по вызову твердых бытовых отходов случился мусорный коллапс, поначалу тоже вспоминали о № 52-ФЗ. Но в конце концов был введен режим ЧС, в том числе, как стало понятно позже, потому что это развязало руки местным чиновникам по части проведения муниципальных закупок.

В этом смысле закон о ЧС оказался просто удобней. 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2020-03-31/pravitelstvo_speshno_remontiruet_zakon_o_chs_kak_eto_pomozhet_borbe_s_epidemiey

68 ФЗ о защите населения и территорий с последними изменениями

Закон о чрезвычайных ситуациях

Бесплатная консультация юриста по телефону:

На сегодняшний день существует множество способов, как защитить и обезопасить себя во время катастрофы. Государство предоставляет гражданам и органам все знания и полномочия для проведения действий, операций и мероприятий, чтобы обезопасить и защитить население. В России область защиты населения регулируется Федеральным законом 68.

Суть ФЗ 68

Закон о защите населения и территорий был принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года. Последние изменения в него вносились 23 июня 2016 года. В законе о ГО и ЧС в РФ 9 глав и 31 статья.

Согласно настоящему закону все граждане, включая лиц без гражданства и иностранцев, защищены государством во время чрезвычайных случаев техногенного или природного характера. Он регулирует и контролирует правоотношения между гос.

органами и населением во время спасательных или защитных действий во время природных или техногенных ЧС.

Краткое содержание 68 ФЗ о защите населения:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Оформлены другие законы, акты и нормативы, регулирующие описываемую область. Описаны цели и задачи закона и специальная система, используемая государством и органами, предупреждающая и ликвидирующая опасные ситуации. Согласно этой главе существует деление на зоны и территории, основы и принципы защиты граждан и объектов. Описана открытость и гласность информации о ЧС;
  • В четырех статьях второй главы даны списки полномочий органов, действующих и проводящих операции по спасению граждан и объектов во время чрезвычайных ситуаций. Даны полномочия Президента РФ, органов гос. власти субъектов РФ и местной администрации, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания РФ;
  • В третьей гл. описаны действия, мероприятия и обязанности Федерального органа исполнительной власти в сфере защиты граждан и территорий. Даны также списки обязанностей и операций, проводимых другими органами и организациями, не связанными с государственной властью;
  • В гл. четыре оформлены права и обязанности населения Российской Федерации во время техногенных или природных катастроф по спасению и защите других граждан и объектов;
  • В пятой даны сведения о способах и действиях по подготовке населения к чрезвычайным ситуациям и о пропаганде защиты, проводимой во всех государственных учреждениях;
  • В шестой главе описана экономическая сторона области пропаганды защиты и подготовки граждан. Дана информация о финансировании мероприятий;
  • В главе номер семь оформлены способы контроля и регулирования государством объектов, территорий, считающихся опасными и действия органов и организаций, защищающих граждан. Описана ответственность лица при нарушениях условий или требований 68 ФЗ о гражданской обороне;
  • В гл. восемь оформлены нормативы международных договоров, регулирующих описываемую область;
  • В девятой гл. даны заключительные и дополнительные положения, условия и требования закона.

Целью 68 закона является предупреждение возникновения ЧС, их ликвидация, уменьшение количества потерь во время катастроф, описание полномочий органов и границы их прав и обязанностей.

Последние поправки

Последняя редакция ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» была 23 июня 2016 года, при принятии ФЗ номер 218.

Изменения произошли в статье 10, в которой дан список полномочий Правительства Российской Федерации. В эту статью был добавлен пункт «с».

Согласно этому пункту в полномочия Правительства РФ добавилось то, что оно упорядочивает и регулирует действия Федеральных органов во время пожаров в лесах.

В ст. 4 ФЗ 68 «О чрезвычайных ситуациях» описана единая система, по которой работают органы, сотрудники, граждане и организации при возникновении чрезвычайных ситуаций. Эта единая система объединяет силы, действия и мероприятия, проводимые всеми органами Российской Федерации при предупреждении и ликвидации ЧС.

Принципы ЕГС:

  • Создание и использование норм и экономических функций по защите населения на водных объектах;
  • Сотрудничество в международном масштабе для защиты граждан. Защита происходит как на пожарах, так и на водных объектах и в других ситуациях;
  • Создание и использование научных и технических программ по защите и безопасности населения;
  • Помощь в реализации прав и обязанностей населения в описываемой сфере;
  • Поддержание органов, занимающихся предупреждением и ликвидацией катастроф, в состоянии готовности;
  • Планирование и реализация мероприятий и операций по поддержке населения, пострадавшего в катастрофах и проведение гуманитарных акций;
  • Сбор, обработка и использование сведений в описываемой сфере;
  • Ликвидация техногенных и природных катастроф;
  • Мероприятия по разъяснению и профилактике, а также подготовке населения к возможным катастрофам;
  • Проведение экспертиз и надзора в области защиты граждан во время опасных ситуаций;
  • Оповещение и информирование населения о надвигающейся катастрофе;
  • Создание и использование финансовых резервов;
  • Оценка и прогнозирование возможных ЧС.

Согласно 68 ФЗ ст. 14 у организаций, защищающих население от чрезвычайных ситуаций, существует ряд определенных обязанностей.

Среди этих обязанностей:

  • Организация и осуществление запланированных мер по защите сотрудников организаций во время катастроф;
  • Информирование населения о возможных чрезвычайных ситуациях, предоставление Федеральным органам информации и участков для установки оборудования;
  • Организация мероприятий по повышению уровня жизнедеятельности работников;
  • Предоставление необходимой информации населению;
  • Создание операций и их осуществление, а также подготовка граждан к возможным чрезвычайным ситуациям;
  • Создание финансовых резервов;
  • Поддерживать в нужном состоянии технические системы, оповещающие население о надвигающихся катастрофах;
  • Финансировать операции и мероприятия по подготовке работников и граждан;
  • Проводить спасательные и аварийные работы при необходимости, организовывать неотложные работы на объектах.

В статье 19 ФЗ 68 дан список обязанностей всех лиц при предостережении о надвигающейся катастрофе и при аварийно-спасательных операциях. Каждый гражданин России обязан следовать законодательству страны в описываемой области для защиты и безопасности.

Кроме этого при обнаружении возникших опасных ситуаций и при обнаружении ситуаций, когда необходима помощь, граждане обязаны оказывать содействие другим лицам. Другой обязанностью населения считается соблюдение мер безопасности в быту и на производстве.

Государственные органы и организации проводят мероприятия по обучению граждан о необходимых действиях во время возникновения чрезвычайных ситуаций, эти действия они обязаны совершать.

Граждане обязаны обучаться приемам оказания первой помощи и поведения на воде, при пожаре и других катастрофах.

Скачать последнюю редакцию закона

ФЗ о ЧС природного и техногенного характера помогает скооперироваться государственным органам и гражданам Российской Федерации для предотвращения и ликвидации возникших ЧС. Чтобы избежать возможных ошибок, повреждений или чтобы не пострадать во время катастрофы, рекомендуется изучить этот закон.

Источник: https://lawlinks.ru/68-fz-o-zashhite-naseleniya-i-territorij/

Владимир Путин разрешил губернатору объявить режим ЧС. Что это значит и как изменит вашу жизнь

Закон о чрезвычайных ситуациях

Президент Владимир Путин продлил до 30 апреля режим нерабочих дней — карантикулы, объявленные с 30 марта по 5 апреля. «С учетом ситуации будем принимать другие решения. Если ситуация позволит, нерабочий период может быть сокращен», — сказал президент в ходе обращения к нации.

Ужесточать режим глава государства не стал, сказав, что регионы сами будут принимать такие решения на своей территории.

Между тем в России растет число заболевших: за минувшие сутки зарегистрирован 771 новый случай, общее число инфицированных достигло 3548 человек.

Заболеваемость набирает обороты, а значит, регионы могут начать массово вводить у себя режим ЧС — следующий шаг после режима повышенной готовности, который уже действует в том числе на территории Екатеринбурга и Свердловской области.

В случае ухудшения обстановки режим ЧС может быть объявлен и на территории всей страны. 1 апреля Владимир Путин подписал закон, позволяющий правительству единолично устанавливать режим чрезвычайной ситуации на территории России. Раньше такие полномочия были у правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций под председательством главы МЧС.

Что такое режим ЧС

Согласно определению из ФЗ-68 («О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций») чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые влекут за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. По новому закону, который вступил в силу 1 апреля 2020 года, этот перечень дополнен словами про «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих». Таким образом, эпидемия коронавируса становится официальным поводом для введения ЧС.

В России существует несколько режимов защиты населения от ЧС:

  • Повседневный. Осуществляется в нормальной обстановке. В штатном режиме службы следят за состоянием природной среды, проводят превентивные меры для предупреждения ЧС.
  • Режим повышенной готовности. В это время вводят усиление контроля за обстановкой, информируют население о способах защиты, принимают оперативные меры по предупреждению возникновения ЧС. Из-за пандемии коронавируса с 20 марта режим повышенной готовности действует по всей России, в том числе на территории Екатеринбурга и Свердловской области.
  • Режим ЧС. Егочасто путают с режимом ЧП — чрезвычайного положения. Между ними есть важные различия.

Чем режим ЧС отличается от ЧП

  • Режим чрезвычайной ситуации

Как и режим повышенной готовности к ЧС, на своем уровне его может объявить губернатор или орган местного самоуправления (уже введен в ряде городов Хакасии, городах Элисте, Череповце и других).

Режим ЧС допускает введение ограничений, которые направлены непосредственно на сохранение жизни и здоровья граждан, в том числе свободы передвижения.

Власти определяют порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Кроме того, власти в условиях ЧС могут разблокировать резервы материальных ресурсов, которые создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения. Это дополнительные источники средств на устранение последствий от ЧС и неотложные нужды.

  • Режим чрезвычайного положения

Самая крайняя мера. Его вводит президентпри ратификации Совета Федерации. Режим ЧП объявляется на территории всей страны на 30 дней либо в отдельном регионе на срок до 60 дней. При ЧП допускают ограничение некоторых конституционных прав и свобод человека. Так, могут ввести ограничение свободы передвижения, въезда, выезда, усилить досмотры и охрану.

Полномочия региональных и местных властей приостанавливаются. Опасные производства прекращают работу. Массовые мероприятия и забастовки в это время запрещены.

В условиях ЧП могут ввести комендантский час и карантин. Оборот продовольствия происходит в особом порядке.

Режим ЧП может предполагать также мобилизацию: людей могут отправить на работы, а имущество граждан (в том числе автомобили) изымать с целью преодоления ЧП.

Минусы

Во время режима ЧС власти могут ограничивать конституционные свободы граждан. А когда режим снимают, обществу предстоит справиться со многими негативными экономическими последствиями.

  • Ограничение свободы передвижения: запрет доступа людей и транспортных средств на территорию ЧС.
  • Ограничение на срок до 90 дней оптовой и розничной торговли медизделиями и лекарствами по списку, который составит правительство.
  • Сокращение основных производственных мощностей.
  • Сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы.
  • Снижение уровня жизни населения.
  • Косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг.
  • Расходы общества на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Плюсы

При этом введение режима может немного облегчить жизнь бизнесу. Так, если введут режим ЧС, это позволит предпринимателям:

  • Освободиться от уплаты арендных и коммунальных платежей.
  • Не платить пени и штрафы за неисполнение условий заключенных договоров в связи с форс-мажорными обстоятельствами — в большинстве договоров ЧС относится к форс-мажорам, в отличие от режима повышенной готовности.
  • Воспользоваться введением правительством моратория на возбуждение дел о банкротстве. Во время моратория нельзя обратиться за взысканием на заложенное имущество должников. Также приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, которые возникли еще до введения моратория. Но арест с имущества должника не снимается.
  • Возместить убытки. По закону, финансирование мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС является обязательством государства.

Читайте нас в соцсетях:

Источник: https://66.ru/news/society/229400/

Онлайн-юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: