Закон о медицинской деятельности

Закон о неразглашении врачебной тайны в Российской Федерации

Закон о медицинской деятельности
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Человек, обратившийся за помощью к врачам, часто предоставляет о себе информацию частного и интимного характера.

К сожалению, иногда подобные сведения становятся достоянием посторонних лиц в результате некорректного поведения сотрудников лечебного учреждения.

Ответственность за такие проступки регламентируется в статье под номером 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Что такое «Врачебная тайна»?

Непосвященные лица считают тайной любую информацию медицинского характера, касающуюся их персоны. Однако это не совсем так. Закон определяет врачебную тайну как комплекс положений, включая правовые, социальные и этические тезисы. Не подлежащими к распространению сведениями считаются:

  • сам эпизод обращения пациента к специалисту;
  • диагноз и заключение об обследовании;
  • упомянутые аспекты личной жизни, полученные в процессе постановки диагноза и лечения;
  • факт пребывания в клинике.

Закон о государственной тайне с последними изменениями на 2018 год смотрите тут:

Статья 13 ФЗ 323 формулирует невозможность передачи подобной информации. Врачебная тайна будет считаться разглашенной, даже если ее суть стала известной одному постороннему лицу. Установленный факт знакомства или другой связи пациента с данным лицом не имеет значения.

Закон предписывает сохранение врачебной тайны и после кончины гражданина. Его действие охватывает всех лиц, посвященных в подробности диагноза и состояния упомянутого индивида.

Однако врач, который сообщил больному о состоянии его здоровья, не будет нарушать врачебную тайну, даже если в результате известия пациент пострадал морально.

Читайте о последних изменениях в законе 86 подробнее по ссылке:

статьи 13 ФЗ 323 с изменениями

Закон о медицинской тайне полезен для изучения не только специалистам, но и потенциальным клиентам медучреждений. Именно в нем содержится наиболее точная выжимка информации о порядке действий в случаях некомпетентного поведения сотрудников лечебных учреждений.

Актуальная информация об изменениях в Федеральном законе 143 здесь:

Главными тезисами ст. 13 323 ФЗ «Врачебная тайна» являются:

  • Формулировка термина «врачебная тайна»;
  • Постановление о невозможности распространения личных данных пациента среди третьих лиц;
  • Регламент процедуры потенциального разглашения врачебной тайны с дозволения пациента или его доверенных лиц. Мотив – в целях науки, аналитических целях и пр.;
  • Правовой порядок разглашения врачебной тайны без разрешения индивида.

ФЗ о нотариате читайте тут:

Законное регулирование процесса публикации персональных медицинских данных описано в пп. 1 – 10 п. 4 ст. 13 закона № 323:

  • Больной, подлежащий контролю или лечебным процедурам, не может изъявлять свою волю в рамках закона. Данный пункт затрагивает ряд лиц, среди которых:
    • лица, имеющие психические расстройства в тяжелой форме;
    • пациенты, чей диагноз представляет угрозу для других;
    • лица, совершившие преступные деяния;
    • лица, которым была назначена судмедэкспертиза или судебно-психиатрическое обследование.Врачебная тайна разглашается, если присутствует риск возникновения и распространения эпидемии или пандемии, отравлений и других явлений поражающего характера;

ФЗ 126 в последней редакции.

  • Соответствующий запрос был сделан инстанциями (правоохранительные органы, суд и пр.);
  • При прохождении реабилитации пациентом, страдающим зависимостью любого рода, если такое предписание получено от органов контроля. В данном случае могут потребоваться данные о состоянии больного;
  • Если нездоровое состояние пациента является результатом причинения ему вреда (травмы, повреждения, эмоциональный шок), медицинские работники обязаны сообщить об этом в соответствующие инстанции;
  • Если врачебная помощь требуется лицу в возрасте до 18 лет, их родители или опекуны информируются об этом в срочном порядке;
  • Медицинское освидетельствование граждан в процессе призыва на военную службу;
  • При авариях или несчастных случаях на производственных предприятиях или в учебных заведениях необходимые сведения медицинского характера предоставляются по требованию;
  • По запросу СМО;
  • Данные представляют интерес для обмена опытом между медучреждениями или являются важным фактором для оказания нужной помощи;
  • Для усовершенствования аспектов контроля над качеством и безопасностью медицинских услуг.

ФЗ о психиатрической помощи подробнее по ссылке:

Поправки в ст. 13 ФЗ 323

  1. П. 3, 7 (2013 г.). Отредактированы сведения, касающиеся публикации личных данных в процессе расследования обстоятельств нанесения ущерба пациенту. П.11 был объявлен неактуальным;
  2. П. 6 (2014 г.) – изменено положение о военно-врачебной экспертизе и предоставляемых в ее ходе заключениях;
  3. П. 3.1 (2015 г.) – введен в статью. Содержит положение о принудительном лечении от зависимости и передаче сведений в заинтересованные органы. В этом же году был заново откорректирован п. 7.

ФЗ 73 в последней редакции смотрите здесь:

Какая предусмотрена ответственность за разглашение врачебной тайны?

Рядовой гражданин, столкнувшись с несправедливостью в сфере медицинского обслуживания, часто не знает, куда обратиться за помощью. Если же при этом были обнародованы его личные данные, ситуация усложняется.

Кто несет ответственность за разглашение врачебной тайны? Как урегулировать эту проблему в рамках актуального права? Закон определяет ответ на этот вопрос в ст. 98 ФЗ 323. Она систематизирует положения о нарушении прав пациента.

Согласно статье, прямую ответственность при разглашении врачебной тайны несут медицинские и фармацевтические учреждения и их персонал. По судебному предписанию, данная организация будет обязана компенсировать любой ущерб, причиненный потерпевшему, включая моральный.

Последний определяется как страдания физического и нравственного плана, которые испытывает гражданин в результате разглашения его диагноза или прочих медицинских данных. Возмещение вреда не считается поводом для отмены следственных мероприятий и законной ответственности.

Также читайте: ФЗ о полиции ст 13 в новой редакции 2018 года.

В соответствии с решением суда нарушитель подвергается наказанию дисциплинарного или административного характера. В отдельных случаях к нему может быть применена уголовная ответственность.

Наказание предусматривает штраф, освобождение от должности и заключение сроком до четырех лет.

Гарантия соответствующих прав гражданского населения регламентируется органами федеральной и местной власти.

Об основных положениях ФЗ 224 читайте здесь:

Скачать действующую редакцию 323 ФЗ

Здоровье каждого из нас бесценно. Порой, чтобы улучшить свое самочувствие, человек готов идти на самые крайние меры. Часто пациенты игнорируют факт разглашения их личных данных из-за страха остаться без медицинской помощи или по другим причинам. Но не стоит забывать, что законное право всех граждан без исключения на защиту их персональных данных гарантируется законом.

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-nerazglashenii-vrachebnoj-tajny/

Тонкости закона. Федеральный Закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ

Закон о медицинской деятельности

Регулирование отношений в сфере охраны здоровья разделяется на несколько основных аспектов:

  • права, обязанности и гарантии реализации прав человека в сфере охраны здоровья;
  • полномочия и ответственность органов власти (государственной, субъектов Федерации и местного самоуправления);
  • права и обязанности медицинских организаций;
  • права и обязанности медицинских работников.

Закон определил систему норм об охране здоровья правового и организационного уровней, которой должны соответствовать нормативные правовые акты субъектов РФ. В Законе определена иерархия нормативных правовых актов и подзаконных актов в сфере охраны здоровья в главе 2 «Основные принципы охраны здоровья» и статье 3 «Законодательство в сфере охраны здоровья»:

  1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
  3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Росcийской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
  4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Классификация нормативных правовых актов

Для руководителя системы здравоохранения субъекта Федерации, медицинского учреждения важно знание не только понятия нормативного правового акта, но и его признаков, видов (см. Власенко Н. А. Теория государства и права: учебное пособие, 2-е издание, перераб., доп. и испр. – М.: Проспект, 2011).

Нормативный правовой акт – акт правотворчества, содержащий юридические нормы, направленный на установление, изменение или отмену нормы права.

Нормативные правовые акты обладают следующими признаками:

  • Официальный документ, обладающий юридической силой и обязательный для исполнения для субъектов, которым адресован.
  • Содержит информацию о нормах права.
  • Обладает соответствующей юридической силой, зависящей от компетенции правотворческого (государственного) органа, его принявшего.
  • В совокупности составляют единую иерархическую систему, отражающую структуру госу-дарственных органов.
  • Имеют общий характер; их следует отличать от индивидуально-правовых актов (право-применительных), содержащих индивидуальные предписания по конкретным вопросам, обращенные к конкретным адресатам, а также актов толкования права, разъясняющих действующие правовые нормы.

Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты

Закон – это нормативный правовой акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом власти или путем референдума, регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и обладающий высшей юридической силой. Подзаконные акты не должны противоречить законам и должны издаваться в соответствии с законами.

По юридической силе выделяют:

• Конституцию РФ – основной закон; Федеральные конституционные законы – законы, прямо указанные в Конституции РФ; Федеральные (текущие) законы, основанные на Конституции РФ и на федеральных конституционных законах; законы субъектов Федерации, принимаемые субъектами Федерации в пределах своих полномочий на основании Конституции РФ, федеральных договоров и договоров между Российской Федерацией и отдельными субъектами.

  • Акты Президента РФ – это указы и распоряжения; при этом указы занимают следующее после законов место, а распоряжения принимаются в основном по конкретным вопросам. Указы могут быть как нормативными, так и индивидуальными (правоприменительными).
  • Акты Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть нормативными и индивидуальными (смешанными) или только правоприменительными (индивидуальными). Акты Правительства РФ могут быть приняты на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ. Акты Правительства могут быть отменены Президентом РФ.

Подзаконные нормативные правовые акты обладают меньшей юридической силой; они не должны противоречить законам. Подзаконные нормативные правовые акты характеризуются иерархией государственных органов, их принявших:

  • Акты министерств, ведомств, государственных комитетов и государственных служб. Данные акты принимаются на основании и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и могут носить как внутриведомственный характер, так и распространяться на более широкий круг субъектов (например, акты Министерства РФ по налогам и сборам, акты Министерства внутренних дел РФ и др.).
  • Акты субъектов Федерации – это законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными государственными органами субъектов Федерации.
  • Акты органов местного самоуправления – это акты представительных органов, городов, районов, поселков, сел, а также акты глав их администраций. Кроме того, это акты, принимаемые путем референдума населением (района, города и т. п.) по вопросам местного значения.
  • Локальные акты. Нормативные правовые акты организаций и учреждений, регулирующие вопросы внутренней жизни (уставы, трудовые договоры, правила внутреннего распорядка и т. п.). При этом в одних случаях федеральным законодательством устанавливается для предприятия или организации обязательность наличия того или иного локального акта, а подзаконными нормативными правовыми актами уточняется их разработка и применение.

К примеру, организация лечебно-профилактического питания в медицинских учреждениях должна осуществляться в соответствии с приказом (актом государственного управления, содержащим предписания, обязательные для исполнения) Минздрава РФ от 5 августа 2003 г.

№ 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (с изменениями от 7 октября 2005 г., 10 января, 26 апреля 2006 г.), в учреждениях (отделениях) социального обслуживания в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 15 февраля 2002 г.

№ 12 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями от 4 июня 2007 г.). В настоящее время редакция от 15.02.2002 на территории РФ не действует.

Новая редакция введена в данное Постановление согласно Приложению «Изменения, которые вносятся в Постановление Минтруда РФ от 15 февраля 2002 № 12 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»» в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 июня 2007 г. № 397.

Невыполнение подзаконных нормативных правовых актов в зависимости от ситуации может повлечь за собой дисциплинарную или административную ответственность руководителей учреждений.

На территории РФ продолжают действовать некоторые нормативные правовые акты СССР, не противоречащие Конституции Российской Федерации.

Как работать по закону № 323-ФЗ

В законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены основные принципы охраны здоровья, направленные на соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Определены приоритеты интересов пациента при оказании медицинской помощи и основные направления их реализации по обеспечению лечебного питания через другие подзаконные акты, письма и рекомендации (см. таблицы № 1, 2).

Необходимо отметить, что пункт 4 статьи 10 настоящего Федерального закона («Применение Порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи») вступает в силу с 1 января 2013 г.

Эта поправка в Законе означает, что субъектам Федерации дается определенное количество времени на проведение работ по практическому внедрению стандартов медицинской помощи, разработку и приведение в соответствии с финансовым обеспечением медико-экономических стандартов и соответствующих Порядков оказания медицинской помощи.

В главе 5 статьей 37 определены правовые основы применения Порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2013 г.).

«Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Необходимо отметить, что Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

  • этапы оказания медицинской помощи;
  • правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
  • стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
  • рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
  • иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

В Законе определено, что стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, зарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственных, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания, особенностей заболевания (состояния).

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Как работать по стандартам оказания медицинской помощи

При планировании оказания медицинской помощи, расчетах медико-экономических стандартов, обосновании финансирования того или иного тарифа в системе ОМС, а также при возникновении спорных вопросов в досудебном и судебном этапе рассмотрения жалоб и заявлений пациентов основными документами остаются стандарты оказания медицинской помощи.

С появлением федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» утверждены принципиально новые подходы к системе стандартизации в Российской Федерации. А именно: введены принципы добровольного применения стандартов, которые имели рекомендательный характер.

К сожалению, такие изменения привели к разрушению системы стандартизации в здравоохранении. Необязательность исполнения стандартов оказания медицинской помощи внесла разнобой в медицинское обслужива-ние населения, что явно не способствует улучшению качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов.

Время и повседневная практика выявили и другие недостатки данного правового акта.

Для того чтобы устранить возникшие проблемы и ликвидировать противоречия между отдельными положениями и нормами Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также между самим Законом и другими нормативными правовыми актами, 1 мая 2007 г. приняли Федеральный закон № 65-ФЗ «О внесении изменений в закон „О техническом регулировании“». В силу вступили изменения, уточняющие и расширяющие перечень мер, на которые не распространяется действие Закона, в частности:

  • социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда;
  • меры по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции).

Таким образом, стандарты оказания медицинской помощи могут быть утверждены только федеральными органами исполнительной власти. Это должно учитываться при организации медицинского обслуживания, процессе контроля качества оказания медицинской помощи и при правоохранительной практике.

Диетологи интересуются. О реализации приказа № 474н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю „диетология“»

В адрес редакции журнала «Практическая диетология» от практикующих врачей-диетологов поступило большое количество вопросов о реализации приказа № 474н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю „диетология“» (от 24 июня 2010 г.). Обсуждение одного из них мы представляем в этой статье.

Вопрос: Возможна ли реализация приказа № 474н в амбулаторно-поликлиническом звене при отсутствии в перечне на лицензирование специальности «врач-диетолог»?

Ответ: Реализация этого приказа возложена на руководителей здравоохранения в субъектах Федерации. С 1 января 2013 г. в соответствии с ФЗ № 323 «Об охране здоровья граждан» его исполнение становится обязательным.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!

ПОДПИСАТЬСЯ

Источник: https://praktik-dietolog.ru/article/38.html

Онлайн-юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: