Закон о защите прав сирот

Содержание
  1. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей: особенности | Правоведус
  2. Виды социальной помощи детям сиротам
  3. Право детей сирот на образование
  4. Право детей сирот на трудовую деятельность
  5. Права детей сирот на жилье
  6. Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ
  7. Статья 2
  8. Статья 3
  9. Статья 4
  10. Статья 5
  11. Гарантии по социальной поддержке детей сирот
  12. Определение сироты
  13. Законы о социальных гарантиях сиротам
  14. Помощь и социальная защита данной категории граждан
  15. Льготы
  16. Пособия
  17. Пенсии
  18. Предоставление жилья
  19. Прочие меры социальной поддержки
  20. Фз 159 закон о детях-сиротах: льготы на образование и лечение
  21. Кому предоставляются льготы
  22. Специальная пенсия для детей-сирот
  23. Какие медицинские льготы могут предоставляться детям-сиротам
  24. Какие льготы может получить ребенок-сирота на образование
  25. Защита прав детей-сирот. Помощь государства, соц.гарантии
  26. Кого принято считать сиротами
  27. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  28. В сфере образования
  29. в медицинской сфере
  30. защита права на трудовую деятельность
  31. жилищные социальные гарантии
  32. помощь детям, оставшимся без попечения родителей

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей: особенности | Правоведус

Закон о защите прав сирот

Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются представителями слабо защищенной социальной группы населения, поэтому они нуждаются в особой государственной поддержке.

Права детей сирот регулируются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12 1996 г.

В соответствии с законодательным актом к категории лиц, имеющих право на получение основных мер соцподдержки, относятся:

  1. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся сиротами в результате смерти одного или обоих родителей;
  2. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате лишения последних родительских прав, ограничении их в родительских правах, признания безвестно пропавшими или недееспособными, нахождения родителей в местах лишения свободы, находящихся под стражей, в специализированных лечебных учреждениях;
  3. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате уклонения родителями от воспитания и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, отказа родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных, социальных и других подобных учреждений;
  4. дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.

Отметим, что кроме мер федеральной социальной поддержки, субъекты федерации обладают правом разрабатывать и реализовывать собственные программы социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей.

Виды социальной помощи детям сиротам

Меры государственной поддержки для детей, оставшихся без попечения родителей, делятся на: материальные (обеспечение государством бесплатного проживания в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта) и нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство). Права детей сирот, которые находятся под опекой (или попечительством), делятся на: Личные права детей сирот:

  • право на уважение собственного достоинства;
  • право на защиту от злоупотреблений опекуном (попечителем);
  • право на воспитание в семье опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание (после достижения подопечным 16-тилетнего возраста допускается раздельное проживание с опекуном по разрешению органов опеки и попечительства);
  • право на общение с родителями и родственниками;
  • право на выражение своего мнения при решении вопросов, касающихся его интересов, в том числе, право быть заслушанным в ходе административного или судебного разбирательства;
  • право на обеспечение необходимых условий для проживания, воспитания, образования и разностороннего развития за счет средств, выделяемых государством.

Имущественные права детей сирот:

  • право на социальные выплаты, пенсии, алименты и пособия;
  • право на сохранение права собственности на закрепленное за ним жилье;
  • право на доходы, получаемые подопечным из средств федерального фонда, а также на имущество, полученное в дар или по наследству;
  • право на внеочередное получение жилья по окончании проживания у опекунов (попечителей) в случаях отсутствия раннее закрепленного за ним жилого помещения.

Остановимся более подробно на нематериальных видах социальных гарантий.

Право детей сирот на образование

В соответствии с ФЗ №159-ФЗ дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Законом предусмотрены следующие моменты в вопросах образования:

  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на прохождение курсов по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные учреждения на бесплатной основе, при этом они должны иметь оконченное основное общее или среднее общее образование;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное получение второго начального профобразования;
  • предоставление академического отпуска в случаях медицинских показаний за данной категорией лиц полное гос.обеспечение сохраняется весь период отпуска с выплатой стипендии в полном объеме;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатный (льготный) проезд на некоторых видах транспорта;
  • дети, получающие образование в другом городе, имеют право на возмещение оплаты проезда к дому и обратно 1 раз в год;
  • выпускники в лице детей сирот, за исключением тех, кто продолжает обучение по очной форме, обеспечиваются единовременным денежным пособием, одеждой, оборудованием (либо компенсацией) за счет средств образовательного учреждения, в котором они обучались.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в период обучения, зачисляются в образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.

В свою очередь, полное государственное обеспечение предполагает бесплатное питание, бесплатное проживание в общежитии и медицинское обслуживание, бесплатная одежда и обувь, повышенная стипендия независимо от ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и всех необходимых принадлежностей, а также получение в полном размере заработной платы, которая начисляется в период прохождения производственной практики. В случаях, когда возраст вышеназванных лиц достиг 23 лет в период получения профессионального образования, за ними сохраняется право на полное гос.обеспечение и дополнительные меры социальной поддержки до конца обучения.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе с оперативным лечением в муниципальном лечебном учреждении или имеющим государственную аккредитацию.

Кроме основных категорий, полное медицинское обслуживание включает в себя регулярные медицинские осмотры, оздоровление, предоставление бесплатных путевок в спортивно-оздоровительные лагеря, при наличии медицинских показаний предоставляются бесплатные путевки в санаторно-курортные учреждения.

Кроме того, при необходимости прохождения лечения в специализированном медучреждении данной категории лиц в полном размере оплачивается проезд к месту прохождения курса лечения и обратно.

Право детей сирот на трудовую деятельность

В сфере труда дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают следующими правами:

  • право на получение пособия по безработице в период 6 месяцев в размере, равном среднему уровню заработной платы в конкретном регионе, при этом вышеназванные лица должны искать работу впервые, быть зарегистрированными в органах службы занятости и иметь статус безработного;
  • право на необходимое дополнительное профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет средств работодателя в случаях ликвидации организации, в которой работали лица из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей.

Права детей сирот на жилье

Отдельного вопроса заслуживает социальная гарантия на жилищные права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ранее в статье мы уже знакомили читателей с условиями предоставления жилья детям сиротам. В сегодняшнем законодательстве произошли некоторые изменения, которые мы рассмотрим более детально.

В первую очередь, напомним, что согласно действующего закона, дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие в распоряжении на правах собственности закрепленное за ними жилье, сохраняют право на это жилое помещение даже при нахождении их в государственных социальных учреждениях.

В случаях отсутствия закрепленного жилья, последнее предоставляется вышеназванной категории лиц из специализированного жилищного фонда на основании договора спецаилизированного найма, срок действия которого составляет 5 лет (ранее на такое социальное жилье можно было сразу оформить право собственности).

То есть, в течение этого срока, лицо, получившее социальное жилье, не вправе его сдавать, продавать, приватизировать и передавать во владение третьим лицам.

По истечению пятилетнего срока, орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение об исключении данного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, с владельцем заключается договор социального найма. Минимальный размер общей площади жилого помещения рассчитывается на основании установленных норм в данном субъекте.

Кроме вышеназванных категорий лиц, жилищные права детей сирот предоставляются и тем детям, которые имеют закрепленное жилье с невозможностью проживания в нем (ст.8 ФЗ-№159): если в этой же квартире проживают родители, раннее лишенные родительских прав, лица, страдающие тяжелыми формами заболеваний, если жилое помещение не соответствует санитарно-техническим нормам.

Право на жилье детям сиротам сохраняется за детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста.

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/family/zashhita-prav-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley/

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

Закон о защите прав сирот
Принят Государственной Думой 17 июля 2018 годаОдобрен Советом Федерации 24 июля 2018 года

Внести в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2004, N 35, ст. 3607; 2012, N 10, ст. 1163; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:

1) в пункте 1:

а) абзац второй после слов «в абзаце первом настоящего пункта,» дополнить словами «по их заявлению в письменной форме»;

б) в абзаце третьем слова «учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях» заменить словами «медицинских организациях и иных организациях», после слов «профессионального образования,» дополнить словами «профессионального обучения,»;

2) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

«2.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

3.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.»;

3) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.»;

4) подпункт 2 пункта 4 изложить в следующей редакции:

«2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;»;

5) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.»;

6) пункт 7 дополнить предложением следующего содержания: «Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме.».

Статья 2

Пункт 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст.

17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст.

6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727, 6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст.

4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст.

5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87; N 7, ст. 972, 975; N 17, ст. 2425; N 24, ст.

3414) дополнить подпунктом 143 следующего содержания:

«143) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;».

Статья 3

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2012, N 10, ст. 1163; N 31, ст. 4322; 2018, N 1, ст. 72) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 72 дополнить предложением следующего содержания: «В случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетним (несовершеннолетними) и гражданами, лишенными в отношении этих несовершеннолетних родительских прав, иными совместно проживающими с несовершеннолетним (несовершеннолетними) лицами, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних.»;

2) в статье 90:

а) слова «Если наниматель» заменить словами «1. Если наниматель»;

б) дополнить частью 2 следующего содержания:

«2.

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выселение этих граждан в судебном порядке по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора в другое жилое помещение по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.»;

3) часть 2 статьи 91 изложить в следующей редакции:

«2.

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, такие граждане по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.»;

4) в статье 101:

а) часть 3 после слов «3. Договор найма специализированного жилого помещения» дополнить словами «, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 981 настоящего Кодекса,»;

б) дополнить частью 4 следующего содержания:

«4.

Договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае:

1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг;

2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;

3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

4) использования жилого помещения не по назначению.»;

5) часть 5 статьи 103 изложить в следующей редакции:

«5.

При расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.»;

6) статью 1091 дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:

«3. В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.

4.

В случае смерти лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.».

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст. 51; 2016, N 27, ст. 4253, 4298; 2018, N 1, ст. 88) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 83 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.»;

2) часть 2 статьи 831 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.».

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Источник: https://rg.ru/2018/08/01/sirot-dok.html

Гарантии по социальной поддержке детей сирот

Закон о защите прав сирот

Сегодня существуют различные льготы и прочие меры социальной поддержки для сирот.

Форма права в России носит изъявительный характер, поэтому о своих правах необходимо изъявлять путем написания заявления в соответствующую государственную структуру.

Кто именно и на какие преференции имеет право?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-94-16. Это быстро и бесплатно!

Скрыть содержание

Определение сироты

Данное понятие содержится в ст. 1 ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Это лица, которые в период до 18 лет лишились своих родителей в силу:

  • их смерти;
  • лишения родительских прав;
  • отказа от ребенка после его рождения;
  • признания пропавшими без вести;
  • признания недееспособными;
  • отбывания наказания в местах лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – это два разных термина. Последний предполагает наличие биологических родителей, которые живы, но уклоняются от исполнения своих обязанностей или не могут их выполнить в силу ряда объективных причин (например, лишение свободы).

Законы о социальных гарантиях сиротам

Основные законы, которые закрепляют за сиротами льготы и преференции – это:

На основании этих документов сироты могут получать пенсию, бесплатное жилье, ряд льгот и социальных выплат. Согласно ст. 5 ФЗ-159, все расходы, связанные с содержанием несовершеннолетних сирот, ложатся на региональный бюджет. Исключения делаются для тех, кто получают образование в учреждениях федерального значения.

Список гарантий во каждом регионе может отличаться. Он включает в себя все, указанное в федеральном законе, но на региональном уровне возможно оказание дополнительной поддержки. Все зависит от возможностей бюджета субъекта РФ.

Помощь и социальная защита данной категории граждан

Закон предусматривает всестороннюю помощь детям, которые оказались без попечения родителей. В частности, предусмотрены:

  • льготы;
  • пособия и единовременные выплаты;
  • выплата пенсии;
  • предоставление жилья;
  • иные преференции, установленные региональным законодательством.

Льготы

В ФЗ-159 предусмотрено, что дети имеют право на получение льгот до момента получения ими диплома или аттестата об образовании (ст. 6 п. 3).

После этого выплаты и преференции перестают действовать. На сегодняшний день данная категория граждан имеет право на следующие льготы:

  • трудоустройство постинтернатным сопровождением;
  • право на получение дополнительного образования через службу занятости на бесплатной основе;
  • получение второго средне-специального или высшего образования;
  • бесплатный проезд в муниципальном транспорте;
  • бесплатные продукты питания во время обучения в муниципальных учреждениях;
  • сохранение стипендии при уходе в академический отпуск в результате заболевания;
  • предоставление льготных путевок в санаторно-курортные организации;
  • оплата проезда до санаториев из регионального бюджета;
  • оказание медицинской помощи бесплатно;
  • специальные условия для зачисления в образовательные учреждения;
  • иные льготы, которые регламентируются региональным законодательством.

Таким образом, существует обширный список действующих преференций. Необходимо знать о них для их использования.

Обычно органы опеки сами подают документы, но иногда сироте требуется самостоятельно или через своего законного представителя заявлять о своих правах. Это актуально для тех детей, которые живут не в интернате.

Также есть льготы для опекунов, которые решили усыновить ребенка. к ним относятся:

  • единовременная денежная выплата;
  • сокращенный рабочий день с понижением размера зарплаты;
  • возможность отказаться от командировок и ночных смен, если ребенку менее 5 лет;
  • получение дополнительно 4 административных дней с сохранением зарплаты;
  • налоговый вычет.

Оформлять эти пособия и льготы необходимо в отделе пособий и социальных выплат. Он находится в здании районной администрации.

ВАЖНО: если сирота является инвалидом, то он имеет право на получение дополнительных льгот. Для этого необходимо предоставить бумаги, подтверждающие инвалидность. Однако подтверждать такие преференции требуется каждый год, когда те, которые указаны в ФЗ-159, предоставляются до достижения совершеннолетия.

Не имеют право на государственную поддержку сироты, которые постоянно проживают не на территории РФ или у которых есть регистрация в России и в другой стране одновременно.

При выявлении данного факта все льготы, пенсии и иные пособия перестают действовать. При продолжении получения средств от государства по каким-то причинам ПФР может в судебном порядке заставить сироту вернуть полученные им деньги.

Пособия

Закон предусматривает предоставление нескольких пособий детям-сиротам, а именно:

  • специальное социальное пособие, величина которого устанавливается федеральным законом с учетом индексации по уровню инфляции;
  • получение денежных средств на покупку учебников и канцелярии.

В зависимости от региона, деньги могут выдаваться на покупку канцелярии, а может предоставляться компенсация. В последнем случае требуется сохранять все квитанции, счет-фактуры и чеки, свидетельствующие об оплате.

Предъявив их в отдел социальных выплат, можно получить компенсацию в установленные законом сроки. Этот способ социальной поддержки предпочтительнее, так как компенсация составляет 100%. А выплаты может не хватить на приобретение книг и канцерных принадлежностей.

Пенсии

Ребенок имеет право на получение трудовой пенсии только в том случае, если один из его родителей был официально трудоустроен. Если работают (работали) оба родителя, то выбирается тот, у кого зарплата больше. Это позволит получить большую сумму.

Также существует социальная пенсия. Она актуальна в том случае, если родители сироты нигде официально не были трудоустроены. Ее размер устанавливается региональным правительством.

ВАЖНО: при лишении родительских прав родителей у них появляется обязательство по оплате алиментов ребенку.

При отказе платить их возможно возбуждение исполнительного производства.Тогда деньги будут списываться со счетов должника в принудительном порядке.

В период отсутствия у родителей работы и во время их нахождения на бирже труда выплаты производятся из регионального бюджета.

Предоставление жилья

Информация о правилах предоставления квадратных метров несовершеннолетним подробно описана в ФЗ-159. Жильё предоставляется в порядке очередности. Возможны разные варианты.

Сохранение за несовершеннолетним жилой недвижимости, которая принадлежала его родителям до их смерти или до момента признания их недееспособными.

Это также актуально при лишении родительских прав или признании без вести пропавшими. Проживать сирота может совместно с опекуном.

Реализация жилья с долей сироты возможна исключительно через органы опеки. Они обязаны предоставить разрешение на сделку. Его возможно получить на основании обязательства выделить равноценную долю в новом объекте недвижимости.

На практике есть несколько способов реализации права несовершеннолетних сирот на квартиру:

  1. Предоставление застройщиками нескольких квартир в каждом выстроенном доме в социальный фонд. Их него на основании договора социального найма, дети могут получить свои квадратные метры в собственность. В дальнейшем возможно получить разрешение на приватизацию, чтобы распоряжаться объектом по своему усмотрению.
  2. Предоставление денежной выплаты на ремонт. В зависимости от региона, данная сумма может варьироваться.Жилье должно иметь стены, крышу, свет, отопление, водоснабжение и газ при необходимости.

За работой органов самоуправления следят специалисты из прокуратуры. При нарушении прав несовершеннолетнего сироты необходимо обращаться сюда. Сотрудники выполнять проверку и заставят исполнить положения ФЗ-159 в полном объеме.

Прочие меры социальной поддержки

Некоторые регионы расширили количество льгот и преференций, которые установлены ФЗ-159. Так, дети могут получить следующее:

  • запись в дошкольное учреждение или в школу вне очереди;
  • бесплатное обучение в художественных, музыкальных или хореографических школах;
  • льготы во время занятия спортом;
  • посещение культурных объектов бесплатно.

Какие именно льготы есть в конкретно взятом регионе необходимо уточнять у специалистов отдела социальных выплат. Они всегда готовы оказать полную информационную поддержку и подсказать, какие именно документы потребуются для оформления льгот и пособий.

о мерах социальной поддержки сирот:

Поделитесь ссылкой на статью или сохраните её

Скопировать ссылку на статью

Произвольный текст Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас 

+7 (499) 938-94-16 (Москва)

+7 (812) 467-39-65 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://posobie.online/detskie/dlya-sirot

Фз 159 закон о детях-сиротах: льготы на образование и лечение

Закон о защите прав сирот

Государство всеми доступными средствами старается улучшить положение людей, которые несколько ущемлены по сравнению с другими.

К ним же относятся и дети, которые по каким-либо причинам остались без попечения родителей. Закон о детях сиротах № 159 обеспечивает поддержку на юридическом уровне и дает таким детям определенные льготы.

Такие преимущества выделяются не только на федеральном, но также и на региональном уровне.

Кому предоставляются льготы

Для того чтобы получить такую поддержку от государства, ребенок должен обладать определенным статусом, то есть у него должны отсутствовать биологические родители, и он не должен быть совершеннолетним. Помимо этого сиротами считаются малыши, родители которых по каким-либо причинам были лишены родительских прав.

Льготы могут назначаться ребенку в одном из следующих случаев:

  • ребенок не достиг своего совершеннолетия, и при этом у него отсутствуют родители;
  • если не удалось установить личность его биологических родителей;
  • льготные условия будут в том случае, если родители были лишены своих прав на малыша;
  • родители ребенка в значительной степени ограничены в своих правах на него;
  • мама и папа находятся на лечении в соответствующем учреждении и при этом вероятность того, что они смогут выздороветь, достаточно мала;
  • родители считаются на данный момент времени умершими или пропавшими без вести;
  • родители не способны должным образом обеспечить малыша, поэтому признались государством недееспособными;
  • сиротой ребенок может считаться также в том случае, если его биологические родители отбывают наказание под стражей и в специальных исправительных учреждениях;
  • ребенка можно считать сиротой в том случае, если его биологические родители отказываются забирать его из разных учреждений, будь то школа, детский сад или кружок.

В соответствии с Законом № 159, ребенку назначаются разные льготы, в зависимости от того, в какой именно ситуации он оказался. При этом представленными льготами ребенок может пользоваться только до наступления своего совершеннолетия. Однако некоторые привилегии все же сохраняются. Например, если ребенок пожелает продолжить обучение в ВУЗе, то некоторые льготы за ним будут сохранены.

Специальная пенсия для детей-сирот

Пожалуй, самой весомой поддержкой для детей станет именно материальная помощь. Поэтому государство выделяет для таких детей финансовую поддержку в виде специальной пенсии. Такая выплата также носит название «социальной пенсии».

В том случае, если ребенок осиротел из-за того, что его родители умерли, то ему выплачивается специализированная страховая пенсия.

В том случае, если родители не работали и у них отсутствует трудовой стаж, то ребенок до окончания школы или института будет получать социальную поддержку со стороны государства.

Выплачиваться такая помощь может до 23 лет включительно, но только при условии, что ребенок учится на очной форме в высшем учебном заведении.

После обучения ребенок также может получать определенные выплаты со стороны государства, но для этого он должен выбирать только государственные учебные заведения, в которых он продолжит свое обучение. К тому же это должно быть его первое высшее образование. На обучение в магистратуре или аспирантуре, а также на второе высшее образование такие льготы не распространяются.

Помимо финансовой поддержки дети-сироты могут пользовать некоторыми преимуществами. Такие привилегии могут распространяться на совершенно разные сферы общественной жизни. Например, льготы могут касаться качественной медицинской помощи, бесплатного обучения в университете или колледже, получения к совершеннолетию отдельного жилья, а также определенных скидок для оплаты коммунальных услуг.

Какие медицинские льготы могут предоставляться детям-сиротам

Благодаря льготным условиям дети-сироты смогут справиться с определенными жизненными трудностями при потере родителей. Для пользования медицинскими услугами дети могут получать некоторые социальные льготы. К ним относятся следующие:

  • в том случае, если сирота идет в больницу от государства, то лечение и диагностика для него являются полностью бесплатными;
  • если ребенку необходимо специальное лечение, которое выражается в необходимости проведения разного вида операций, то не только проведение самого вмешательства, но и процесс реабилитации, а также прохождение разнообразных оздоровительных программ также предоставляются бесплатно;
  • если это необходимо, то ребенку могут быть предоставлены поездки в специальные оздоровительные лагери абсолютно бесплатно;
  • помимо путевок ребенок может рассчитывать также и на бесплатный проезд к месту, где будет проводиться лечение;
  • если ребенку после проведения всех необходимых процедур требуется какое-либо дополнительное лечение, то его медицинские учреждения также обязаны провести за свой счет.

Какие льготы может получить ребенок-сирота на образование

После школы возникает необходимость получить высшее или среднее образование. Однако еще при обучении в школе ребенок мог пользоваться такими льготами, как, например, бесплатное питание.

При обучении в школе или в ВУЗе ребенку также предоставляются следующие виды социальной поддержки:

  • если в процессе обучения ребенку требуются определенные предметы, например, книги или канцтовары, то они предоставляются ему на бесплатной основе;
  • ребенку предоставляются денежные средства для того, чтобы купить школьную форму, а также на покупку дополнительной одежды и обуви;
  • в школьных или вузовских столовых ребенок-сирота имеет право питаться совершенно бесплатно.

В процессе обучения ребенок получает специальное денежное пособие, которое помогает ему покрывать расходы на какие-либо дополнительные вещи, связанные с получением образования. Как только ребенок поступает в высшее учебное заведение, в том случае, если он получает хорошие отметки и вовремя сдает все экзамены, ему будет выдаваться стипендия большего размера.

К тому же дети-сироты зачисляются в ВУЗ без прохождения отборочного конкурса. Достаточно будет предоставить аттестат зрелости и прочие необходимые документы, включая медицинскую справку. Повышенная стипендия идет на покупку необходимых предметов для учебы.

Источник: https://homeurist.com/semya/zakony/federalnyj-zakon-159-o-detyax-sirotax.html

Защита прав детей-сирот. Помощь государства, соц.гарантии

Закон о защите прав сирот

Рассмотрим в чем выражается защита прав детей-сирот на законодательном уровне.

Каждый ребенок нуждается не только в любви родителей, но и в материальном обеспечении своих потребностей. Сознательные и любящие родители всеми силами стараются дать детям лучшее и обеспечить соблюдение их законных прав.

Но кто же позаботится о детях, которые лишены заботы отца и матери по разным причинам?

Государство построило мощную социальную программу для защиты правовых интересов несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения.

На законодательном уровне защита прав детей-сирот регулируется нормативными актами:

Основополагающие права детей-сирот закреплены в Конституции РФ.

Кого принято считать сиротами

Для понимания значения выражений «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», стоит заглянуть в законодательную базу.

При этом сиротой считается ребенок, у которого погибли оба родителя или единственный опекун.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – несовершеннолетние граждане, лишенные опеки при живых родителях.

Причин для этого может быть несколько:

  • принудительное отстранение от выполнения родительских обязанностей вследствие аморального образа жизни или представления угрозы жизни ребенка;
  • пропажа без вести;
  • наличие серьезной болезни, не позволяющей обеспечить должный уход за ребенком;
  • тюремное заключение;
  • полная или частичная недееспособность;
  • нахождение под следствием;
  • осознанный отказ родителей от участия в жизни ребенка, оставление в медицинском или социальном учреждении.

Человек, лишенный судом родительских прав, не освобождается от материального обеспечения ребенка. Он обязан выплачивать алименты до достижения ребенком совершеннолетия.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Каждый несовершеннолетний, в силу различных причин оставшийся без родительской поддержки, имеет право на получение социальных гарантий.

Государством создана обширная программа для помощи детей без родителей, которая охватывает наиболее важные сферы человеческой жизни.

В сфере образования

защита прав детей-сирот в сфере образования

законом рф №159-фз предусмотрено предоставление права детям-сиротам на бесплатное обучение в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровня. при этом все расходы на обучение оплачиваются из государственного бюджета.

каждый человек, лишенный родительской опеки, имеет право воспользоваться такими привилегиями:

  • бесплатный курс подготовки для поступления в образовательные учреждения профессиональной направленности. обязательным условием для получения возможности воспользоваться указанным правом, является получение основного или общего среднего образования.
  • получение второго средне-специального образования.
  • использование академического отпуска при наличии медицинских показаний. при этом на протяжении всего срока отпуска граждане льготной категории продолжают получать стипендию в полном объеме.
  • бесплатный проезд на отдельных видах городского транспорта, кроме такси.
  • компенсация транспортных расходов при поездке к месту обучения, если образовательное учреждение находится в другом населенном пункте. воспользоваться таким правом студент может один раз в год. при этом в расчет берутся расходы на поездку в обе стороны: от места жительства к месту обучения, и в обратном направлении.
  • получение единоразовой финансовой помощи, одежды или оборудования при выпуске из образовательного заведения. исключение составляют те студенты, которые продолжают обучение на дневной форме.

кроме того, ученикам положена денежная помощь равная размеру стипендии за 3 месяца.

она предназначается для приобретения канцелярии и методических материалов, необходимых в течение учебного года. за время прохождения производственной практики студентам льготной категории полагается стопроцентная оплата труда.

если студент лишился родительской опеки во время обучения, он переводится на полное гособеспечение.  которое предполагает бесплатное питание, одежду, обувь, проживание в общежитии и пользование медицинскими услугами. при этом учащемуся выплачивается повышенная стипендия, несмотря на успехи в обучении.

если гражданин льготной категории достиг возраста 23 лет до того момента, как окончит учебное заведение, все перечисленные права сохраняются за ним вплоть до выпуска.

в медицинской сфере

защита прав детей-сирот в медицине

дети, лишенные родительской опеки, могут бесплатно получить необходимую медицинскую помощь. будь это плановый медосмотр или операция с хирургическим вмешательством. подобные услуги оказывают муниципальные больницы или учреждения, прошедшие государственную аккредитацию.

кроме того, дети, относящиеся к льготной категории, имеют право на поездки в спортивно-оздоровительные лагеря или санатории, если для этого существуют медицинские показания. причем расходы на поездку к оздоровительному учреждению и обратно полностью компенсируются государством.

защита права на трудовую деятельность

для безработных граждан льготной категории, ищущих работу впервые, предусмотрена помощь в виде выплаты пособия в течение 6 месяцев. размер выплаты равен среднему уровню заработной платы в регионе проживания. но воспользоваться такой привилегией могут только те лица, которые зарегистрировались в службе занятости и получили статус безработного.

при обращении в центр занятости его сотрудники не только помогают в поиске работы, но и оказывают консультационную помощь, а также диагностику профессиональной пригодности будущего работника.

если ликвидировано предприятие, в котором работал человек, лишенный родительского попечения, то ему предоставляется право на бесплатную профильную подготовку с дальнейшим трудоустройством за счет бывшего работодателя.

жилищные социальные гарантии

право на жилье сохраняется за гражданином, категории детей-сирот или детей, лишенных попечительства, до наступления 23-летнего возраста.

если за ребенком, лишенным родительского попечения уже закреплено собственное жилье, то право на него сохраняется навсегда, даже в период нахождения в социальных учреждениях.

если сложилось так, что закрепленного жилья нет, то при выпуске из социального учреждения заключается договор найма со специализированным жилищным фондом на срок до 5 лет. в этот период квартиросъемщик не имеет права распоряжаться недвижимостью на свое усмотрение, т. е. продавать, сдавать или приватизировать его нельзя.

после прохождения 5 лет указанное жилье исключается из специализированного жилищного фонда, а с квартиросъемщиком заключается договор социального найма.

право проживания в выделенном жилище имеют лица, имеющие закрепленное жилье, если по определенным причинам они не могут там проживать.

например:

  • если жилье непригодно для проживания по причине несоответствия санитарно-техническим нормам,
  • или в указанной квартире живут родители, ограниченные в правах по отношению к ребенку,
  • или лица с тяжелыми заболеваниями.

помощь детям, оставшимся без попечения родителей

К счастью, государством предусмотрено назначение специальных органов, в обязанности которых входит защита прав детей-сирот, и которые призваны защищать права и безопасность детей. К ним относятся органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних.

Источник: https://PoKodeksu.ru/semeynoe-pravo/zaschita-prav-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley.html

Онлайн-юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: