Законность сбора на капитальный ремонт

Конституция РФ и капитальный ремонт

Законность сбора на капитальный ремонт

24.02.2016 г. Генпрокуратура России отозвала из Конституционного суда свое письмо, в котором назвала сборы на капитальный ремонт многоквартирных домов неконституционным.

 Решение принято «с учетом необходимости дополнительной проработки вопроса».

Представитель Генпрокуратуры России отметил, что расширенная позиция по существу будет изложена в Конституционном суде представителем генпрокурора.

Отзыв Генпрокуратуры на запрос депутатов Госдумы от КПРФ и «Справедливой России» был направлен в Конституционный суд наряду с отзывами других ведомств, сообщала газета «Ведомости».

В документе, который представила Генпрокуратура, указывалось, что оспоренная норма не конкретизирует объемы и сроки распоряжения финансовыми ресурсами и не определяет порядок их возврата, что может создать условия, при которых собственники помещений не смогут распоряжаться деньгами, перечисленными на счет оператора. Это ведет к нарушению Конституции, заключали в Генпрокуратуре.

В то же время Министерство юстиции России не видит противоречий Конституции в сборе средств на капитальный ремонт с граждан. Такое мнение журналистам высказал глава ведомства Александр Коновалов, передает ТАСС.

«Позиция наших специалистов состоит в том, что положение Жилищного кодекса в этой части не противоречит Конституции», — сказал министр.

В отзыве Минюста говорилось, что сборы не нарушают закон, поскольку обязанность по оплате расходов на капремонт распространяются на всех собственников в доме и отвечают их интересам, однако, никак не комментируют доводы прокуратуры о порядке распоряжения деньгами, перечисленными на счет оператора (P.S. Прокуратура отозвала свое заявление и в дальнейшем на заседании Конституционного Суда изменила свою формулировку, признав, что взносы в «общий котел» программы не противоречат закону). Не согласилось ведомство и с мнением депутатов о том, что сборы на капремонт являются незаконным налогом.

В Минфине посчитали, что взносы на капремонт предназначены для компенсации затрат организаций, делающих ремонт дома, содержание которого возложено на собственников помещений, и эти взносы не обладают признаком индивидуальной безвозмездности, характерным для налогового обязательства.

Однако всё ли так однозначно, как говорят представители власти? Попробую разобраться с этим вопросом с точки зрения закона.

Вопреки природе субъективного права собственности

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

 Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Статья 35 Конституции устанавливает, что право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В то же время ст.

2 ГК РФ определяет, что именно гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав. В то же время, ст.

1 ЖК РФ устанавливает, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Ещё в римском праве право собственности принципиально не ограничивалось. Такое, абсолютное по своей защите, право было правом собственника распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению вплоть до её уничтожения (принцип «Отдельный собственник всевластен»). Собственность рассматривалась римскими юристами как наиболее полное право лица на вещь.

Именно поэтому после прочтения вышеуказанных статей законов возникает один немаловажный вопрос: может ли государство вопреки желанию собственника вторгаться в его право собственности, охраняемое в том числе и Конституцией РФ? Может ли право собственности одновременно быть обязанностью — обязанностью действовать определённым образом (в т.ч. страховать своё имущество, платить сборы на капремонт и т.д.). Ведь в данном случае речь идет о природе субъективного права.

В качестве примера: собрание жильцов многоэтажного дома, все жилые помещения которого приватизированы, решило, что дом после того, как отслужит свой срок, капитальному ремонту не подлежит, а подлежит сносу. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

 Соответственно, раз не будет капремонта, то и никаких взносов на будущий капитальный ремонт жители (собственники) платить не должны. Однако положения ЖК РФ устанавливают иное.

Так вправе ли государство принуждать собственников в подобной ситуации платить взносы в фонд капремонта, фактически оплачивая ремонт чужого имущества?

Если положения ЖК РФ о сборах на капремонт жилья Конституционным Судом РФ будут признаны не нарушающими Конституцию РФ, то тем самым откроется возможность принятия других законов, возлагающих на собственников различные обязанности, что полностью исковеркает сущность права собственности.

О содержании чужого имущества

Как уже отмечалось выше, согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Хочется подчеркнуть: «…бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором».

Сборы на капитальный ремонт установлены ЖК РФ и не регулируются положениями гражданского законодательства, которое определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав. Тем не менее, часть 4 ст.

179 ЖК РФ устанавливает, что средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах.

Таким образом, ст. ч. 4 ст. 179 ЖК РФ фактически предполагает содержание собственниками непринадлежащих им на праве собственности жилых помещений.

Возмездность подразумевает компенсацию чего-либо, замену недостающего или утраченного.

Исходя из требований закона для плательщиков (собственников жилых помещений) плата за будущий капремонт обязательна, однако из-за процедуры ремонта общего имущества в МКД индивидуально возмездный характер выражен очень слабо, а если учесть, что для некоторых домов капитальные ремонты планируются через 10-15-20 лет, а также то, что денежные средства собственников одного дома по воле регионального оператора (причем без волеизъявления собственников) могут быть использованы для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, эта возмездность вообще утрачена и ничем не подкреплена (ситуация классического «общего котла» без каких-либо гарантий).

В таком случае не вызывает сомнения, что взносы на капитальный ремонт не содержат признака возмездности как такового (нет компенсации, замены недостающего или утраченного, как нет и никакого встречного предоставления). Более того, уплата взносов на капремонт собственно права на капитальный ремонт ремонт не порождает, впрочем, неуплата этих взносов этого права тоже не отменяет.

В итоге, платеж денежных средств в фонд капремонта на счет регионального оператора фактически приводит к потере права собственности на эти денежные средства без какой-либо возмездности.

 В результате, учитывая ежегодный рост инфляции примерно в 10%, накопленные на счете регоператора средства собственников, при запланированном капитальном ремонте через 10-15-20 лет, обесценятся, что не позволит осуществить качественный капитальный ремонт.

Таким образом, мы подошли к мысли, что взносы на капитальный ремонт, установленные положениями ЖК РФ, содержат все признаки и элементы налога, установленные в НК РФ.

Источник: https://flagman.top/about-russia/konstitutsiya-i-kapremont

Правомерность сборов на капитальный ремонт дома

Законность сбора на капитальный ремонт

В 2012 году с принятием поправок в Жилищный кодекс законодательство в сфере капитального ремонта многоквартирных домов претерпело существенные изменения. Теперь собственники помещений в здании обязаны самостоятельно оплачивать капремонт своего дома. Ранее эта обязанность была возложена на фонд ЖХК, который теперь перенаправлен на разрешение ситуации с ветхим и аварийным жильем.

С 2014 года собственники квартир ежемесячно получают квитанции с требованием оплатить сбор на капитальный ремонт. Повышение расходов на содержание своего жилища вызвало множество возмущений среди граждан.

Споры касательно правомерности подобных сборов не утихают до сих пор.

Однако обязанность собственников нести расходы на содержание своего недвижимого имущества закреплена законодательно как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Негативную реакцию у населения также вызвала первоначальная непрозрачность схемы сборов, аккумулирования и распределения денежных средств.

Правительство РФ, стремясь умерить волнения, обязало местные власти обеспечить открытость и доступность информации о капремонте домов.

Также, в целях уменьшения бремени содержания своего жилища для малообеспеченных граждан, был принят ряд нормативных актов, освобождающих от уплаты взносов частично или полностью наиболее незащищенные слои населения.

В целом, возложение обязанности финансово обеспечивать капитальный ремонт здания на собственников помещений – это новелла в российской нормативной базе. На протяжении уже четырех лет ведется адаптация системы сборов и распределения к реалиям жилищного фонда в РФ.

Множество аспектов отдано на регулирование местных властей, что должно способствовать быстрой безболезненной интеграции программы с учетом региональных особенностей.

Законность сборов на капитальный ремонт вызывает все меньше сомнений, поскольку данная обязанность подтверждается как законодательством различных уровней, так и решением судов РФ, в том числе и высшей инстанции.

Законодательная основа капитального ремонта многоквартирных домов в РФ

Возложение на собственников помещений новой обязанности финансово обеспечивать капитальный ремонт зданий вызвало множество споров среди граждан, представителей СМИ и государственных органов.

Принятие закона № 271-ФЗ от 25 декабря 2012 года ввело императивное требование в Жилищный кодекс РФ для владельцев объектов недвижимости ежемесячно уплачивать сборы на капремонт строения. Эта обязанность распространяется на всех собственников как жилых помещений, так и коммерческих.

Жильцы муниципальных квартир подобные сборы не оплачивают, поскольку являются лишь нанимателями. Взносы в таких случаях перечисляет собственник объекта – муниципальный или государственный орган, с которым заключен договор социального найма.

Закон № 271-ФЗ не действует как самостоятельный нормативный акт. Он лишь вносит поправки в ЖК РФ, обязывающие собственников ежемесячно оплачивать сборы на капитальный ремонт.

Однако необходимость содержать свою недвижимость устанавливается также и Гражданским кодексом.

Собственники обязаны поддерживать в нормальном состоянии не только принадлежащие им помещения, но и общедомовое имущество, к которому относятся инженерные системы, конструкции здания.

Правомерность сборов на капитальный ремонт закреплена следующими законодательными актами:

  1. Жилищным кодексом РФ. В статье 169 этого нормативного акта содержится требование ежемесячно оплачивать сборы на капремонт и возможность наступления ответственности за неисполнение. Раздел 9 ЖК РФ регулирует основные нюансы процедуры осуществления капитального ремонта.
  2. Гражданским кодексом. Этот нормативный акт обязывает собственников содержать принадлежащее им недвижимое имущество, в том числе и финансово.
  3. Нормативными актами регионального законодательства. Множество нюансов данной программы отведено на регулирование местных властей. В каждом субъекте РФ разработаны свои законодательные акты, устанавливающие такие важные моменты, как определение минимального размера сбора, перечня работ, возможность финансирования капремонта из других источников.
  4. Иными нормативно-правовыми актами.

Сбором, аккумулированием и распределением средств на капремонт занимаются местные власти и специально учрежденные для подобных целей некоммерческие организации – региональные операторы. Эти органы несут ответственность за целевое расходование денег граждан. Они же взыскивают задолженности по платежам за капремонт с неплательщиков.

Существует мнение, что платежи за капремонт незаконны, поскольку о них нет упоминания в Налоговом кодексе РФ. А согласно этому нормативному акту нельзя устанавливать налоги и сборы, которые в нем не предусмотрены. Однако обязанность ежемесячно уплачивать взносы установлена в ЖК РФ. Сами же платежи не являются налоговыми.

Они сравнимы со сборами на текущий ремонт, которые осуществляются управляющей компанией дома. Обязанность – финансово содержать свое жилище и общее имущество – установлена ГК РФ. Поэтому ежемесячные платежи признаны законными. Более того, за отказ от внесения сборов предусмотрена ответственность в виде пени.

Задолженности взыскиваются с неплательщиков в судебном порядке.

Судебная практика о правомерности сборов на капитальный ремонт

По многочисленным просьбам граждан законодательство о сборах на капитальный ремонт было обжаловано в 2016 году. Заявители придерживались позиции, что подобные сборы являются, по сути, новым налогом на имущество, поскольку граждане не могут распоряжаться средствами самостоятельно и «оплачивают ремонт чужих домов».

Конституционный Суд РФ, рассмотрев новые положения законодательства на предмет соответствия Конституции РФ, выразил свою позицию однозначно. Взимание средств с собственников правомерно, поскольку вытекает из обязанности заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома. Сами сборы налогом не признаны, поскольку их расходование производится только на определенные цели.

Фонд капитального ремонта

Собственников в большинстве случаев волнует, куда уходят средства, которые они должны ежемесячно выплачивать. Законодатель определил два возможных варианта по выбору жильцов каждого дома:

  • специальный счет конкретного дома. Эта возможность регламентируется статьей 175 ЖК РФ. Счет создается решением собрания жильцов МКД (многоквартирного дома). Если этого не произойдет в установленный срок, используется второй вариант;
  • счет регионального оператора. Этот фонд устанавливается по умолчанию для каждого дома, жильцы которого не приняли решения о формировании собственного счета.

Распространено мнение, что во втором случае деньги поступают на общий счет, и собственники квартир, оплачивая ежемесячно квитанции, финансируют капремонт чужих домов. Платежи действительно поступают на общий счет, но они тщательно отслеживаются и используются по назначению – для ремонта конкретного дома, от жильцов которого поступили средства.

Согласно законодательству в обязанности регионального оператора входит:

  • формирование плана капитального ремонта жилищного фонда с установлением сроков;
  • выбор финансовой организации для перевода средств;
  • подбор подрядчика, который проведет работы согласно перечню;
  • контроль качества выполненных работ;
  • расчеты с подрядчиком за выполненные работы.

Достаточно распространенное мнение, что, если с жильцами не заключался договор, то можно не уплачивать сборы на капремонт, также не верно. Эта обязанность закреплена законами РФ. Для ее появления достаточно наличия права собственности. Если жильцы не предпринимают инициативы по образованию собственного счета, платежи в любом случае придется перечислять.

Кто освобожден от уплаты сборов на капитальный ремонт МКД

Законодатель освободил собственников от перечисления ежемесячных сборов в следующих случаях:

  • если дом признан ветхим, аварийным в официальном порядке и подлежит сносу. Капитальный ремонт таких строений экономически не целесообразен, поэтому сборы на него не производятся. Жильцы дома будут переселены в порядке очереди, после чего начнут оплачивать капремонт нового здания;
  • если участок земли под домом изъят для нужд муниципалитета;
  • если квартира расположена в новом доме. Это правило действует в некоторых регионах РФ. При этом новостройкой признается дом, который сдан в эксплуатацию не ранее 1 июля 2016 года. Жильцы освобождаются от уплаты капремонта на период от 3 до 5 лет, после чего начинают вносить средства на общих основаниях. Это связано с тем, что новые дома находятся на гарантии застройщика. Он должен устранять своими средствами возникающие неполадки.

С 2015 года отдельные категории граждан могут получить частичную или полную компенсацию ранее уплаченных средств за капремонт. К льготным категориям населения относятся:

  • пенсионеры, достигшие возраста 70 лет, являющиеся собственниками помещения, живущие одиноко и не трудоустроенные официально, – получают компенсацию в размере 50 % от ранее уплаченных сумм;
  • пенсионеры, достигшие возраста 80 лет, являющиеся собственниками помещения, живущие одиноко и не трудоустроенные официально, – получают компенсацию в размере 100 % от ранее уплаченных сумм;
  • пенсионеры, живущие в составе семьи, в которой нет лиц трудоспособного возраста, также могут получить компенсацию в виде 50% или 100%, если хотя бы один из них достиг возраста 70 или 80 лет соответственно. Для начисления льготы они должны быть собственниками помещения и не должны быть официально трудоустроены;
  • инвалиды 1 и 2 степени, инвалиды с детства, семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды, получают компенсацию в виде 50 % от ранее уплаченных сумм, от доли льготника в жилом помещении. Для получения льготы достаточно наличия регистрации в жилище;
  • ветераны боевых действий, ВОВ, труда получают компенсацию в виде половины от ранее уплаченных сумм.

Иные льготы также могут быть установлены региональным законодательством. Так, частичная компенсация может предусматриваться для малоимущих, многодетных семей.

Если эта страница была вам полезна, посоветуйте её своим знакомым:

Источник: http://dgkh.ru/art/kapremont/sbory.html

Капремонт — Конституционный суд: Последние новости по капитальному ремонту 2020

Законность сбора на капитальный ремонт

В последнее время стал актуальным вопросом законность определенных государственных взносов.

Капремонт – не противоречат ли подобные сборы конституционным правам гражданина РФ? Именно эта тема поднималась на рассмотрении в конституционном суде, в процессе внесения изменений в ЖК России.

Последние новости по изменениям пункта капремонт, конституционный суд разместил на официальном сайте 12 апреля 2019 г.

Многие граждане обеспокоены законностью сбора на капремонт, почему подобная выплата не приравнивается налоговому сбору, который и так оплачивается ежемесячно.

Куда идут общие деньги, достаточно ли средств направляется на нужды дома, стоит ли сформировать отдельный счет или лучше пользоваться региональным котлом, не противоречит ли сбор на капремонт конституционным правам? Подобные споры возникаю постоянно, но грамотный ответ может дать только специалист:

  • Юрист государственной конторы, поможет разъяснить способ начисления и распределения средств капремонта. Какие именно услуги можно оплатить за счет подобных сборов.
  • Адвокаты частных агентств нередко сталкиваются со спорами связанными с законностью распределения средств капремонта региональным оператором. Жители дома вправе потребовать смету за проведенные ремонтные работы.
  • Онлайн-юрист предоставляет бесплатные консультации на сайте круглосуточно и поможет с решением любых спорных вопросов и с желанием сформировать отдельный счет для жильцов определенного дома.

Важно: Верховный суд в 2019 году внес изменения в ЖК РФ с целью урегулирования возможных споров между региональными операторами и жильцами многоквартирных домов.

Почему капремонт не является налоговым сбором

Сбор на капремонт конституционный суд рассматривает как правомерная плата жилищно-коммунальных услуг предоставляемых государством многоквартирным домам. Основным отличием налогового фонда, является распределение средств на любые нужды граждан.

Например, налоги могут пойти на оплату ремонта дорог, проведение освещения в районе или закупку медицинского оборудования. Фонд, который формируется с взносов на капремонт идет на оплату ремонтных работ определенного жилого комплекса.

Житель многоквартирного дома оплачивает затраты на содержание общей площади, которая достается при приобретении квартиры в собственность.

Основные отличия налогов от оплаты капремонта:

  • Взносы на капремонт необходимо оплачивать ежемесячно, как и все счета по коммунальным услугам, средства поступают на отдельный счет, а не в государственную казну.
  • Налоги идут на обеспечение любых потребностей государства, а с помощью фонда на капремонт, можно решить вопросы с обеспечением потребностей определенного жилого комплекса или многоэтажки, например, отремонтировать крышу.
  • Средства со счета капремонта, могут быть потрачены только на определенные цели, которые предусматриваются законом. Налоги распределяются по мере необходимости и не имеют целевого назначения.
  • Жители жилищного комплекса получают за свои средства ряд услуг направленных на капитальный ремонт, а вот оплата налогов не гарантирует получение определенных благ взамен.

Важно: Если жилой дом был приватизированным, то за государством сохраняется ответственность за капитальный ремонт здания.  То есть законом предусматривается проведение первичного ремонта дома, за счет государственного бюджета.

Чем отличается котел от отдельного счета

Законом предусматривается два способа формирования счета для отдельного дома:

  • Отдельный лицевой счет – формируется из взносов жителей одного дома.
  • Общий котел – формируется из взносов жителей региона.

Важно: Жители дома могут в любой момент оказаться от перевода средств на общий счет и сформировать отдельный фонд. После принятия решения, они обязаны проинформировать регионального оператора о своем намерении сформировать отдельный фонд.

Отдельный лицевой счет

Жильцы, которые намерены сформировать отдельный счет для переведения средств на капитальный ремонт, получат такую возможность только через два года после принятия решения.

Ускорить процесс отделения от общего котла можно с помощью регионального суда. В таком случае судебное постановление может вступить в юридическую силу через 2-6 месяцев после принятия решения.

Все средства, накопленные в общем котле взносами жителей, переводятся на отдельный лицевой счет.

После того как будет сформирован отдельный лицевой счет, о капремонте дома отвечают сами жители. Все ремонтные работы, затраты на проведение, контроль за соблюдение норм и т.д. осуществляется жильцами или сформированным комитетом.

Важно: Если в доме до момента принятия решения об отсоединении уже проводился капитальный ремонт за счет средств взятых из общего фонда, и эта сумма превышает накопления жильцов жилищного комплекса, то они не могут сформировать отдельный фонд пока не будут погашены все кредитные задолженности.

Общий котел

Ремонтные работы осуществляются в порядке очереди, установленной оператором региона. Но если дом находиться в аварийном состоянии капремонт может быть осуществлен в не очереди.

Средства, начисляемые на общий счет, не могут быть потрачены на другие городские нужды, это регулируется действующим законодательством, в случае хищения или неконституционного распоряжения деньгами может быть открыто уголовное разбирательство.

Виновные в неправомерном распоряжении средствами, предназначенными на капитальный ремонт, могут понести административную или уголовную ответственность.

Если сумма ремонта превышает отдельные начисления по жилищному комплексу, оператор региона может брать кредиты или расплачиваться общими средствами котла, за счет дальнейшего погашения капремонта жильцами. Таким образом, если ремонтные работы были проведены, это не дает права жильцам не платить сбор на капремонт.

Если городские власти вовремя не проинформировали жителей о порядке произведения взноса на капремонт, жильцы дома в праве в судебном порядке изменить сроки по созданию отдельного счета и по оплате сбора. Если же жильцы были проинформированы заранее об осуществлении сбора, согласно решению конституционного суда 2019 года, то городские власти могут самостоятельно направить платежи в общий фонд города.

Важно: Отремонтированный дом, должен соответствовать правилам безопасной эксплуатации и не противоречить законодательным нормам. В противном случае жильцы могут обратиться в суд для привлечения оператора региона к административной и материальной ответственности.

Куда могут быть потрачены средства, поступившие на общий счет котла

Законом предусматриваются виды ремонтных работ, на которые могут быть потрачены средства собранные с жильцов дома:

  • Ремонт внутренних систем отопления.
  • Устранение неполадок электроснабжения дома.
  • Устранение аварий водоотведения и водоснабжения.
  • Ремонт внутренних систем газопровода.
  • Ремонт лифтовых шахт или замена лифта непригодного к дальнейшей эксплуатации.
  • Роботы по реставрации фасада дома.
  • Восстановление поврежденного фундамента.
  • Замена кровли или ремонт крыши.
  • Ремонт обще имущественных подвалов.

Каким образом оператор региона может распределиться средствами из общего котла:

  • Оплата произведенных ремонтных работ.
  • Оплата затрат на составление необходимой документации и инженерных расчетов.
  • Оформление кредитов и займов на проведение ремонтных работ, погашение процентов и долга осуществляется со средств по оплате капремонта.

Важно: Если дом не подлежит дальнейшей эксплуатации и находиться в аварийном состоянии, деньги начисленные жильцами на оплату капремонта, могут быть направленны на реконструкцию или снос здания. Конституционный суд РФ признал правомерным передачу жилого дома в собственность городской администрации, в этом случае все средства по оплате капремонта будут возмещены жителям.

По многочисленным просьбам граждан, изменения в начислениях средств на капремонт, конституционный суд последние новости разместил на официальном портале. Те, кто ожидал отмены сбора, настигло разочарование. Закон от 2019 года особо не изменился.

  Изменились некоторые определения верховного суда, а именно коррективы коснулись правил информирования жителей о возможности создания отдельного лицевого счета.

Также у граждан РФ появилась возможность в любой момент отказаться от услуг регионального оператора.

Стоит отметить, что суд принял решение о проведении ряда изменений в общей работе закона, а именно предоставление отчетности перед жителями за трату средств.

  Неизменным остается право городских властей передавать средства в общий котел, а граждане обязаны признавать такое решение, если они не успели сформировать отдельный счет.

Но даже если дом был внесен в общее управление, жители в судебном порядке могут сформировать отдельный фонд.

Об авторе

Источник: https://sud.guru/zhkh/kapremont-konstitucionnyj-verhovnyj-sud-reshenie.html

Онлайн-юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: