Законы школы для учеников

Право на выбор формы обучения в школе

Законы школы для учеников

Версия для печати

Как реализовать свое право выбора формы обучения и образования? Заочное обучение, семейное образование и обучение на дому — в чем разница? Как со всеми этими формами сочетается обучение по индивидуальному учебному плану и дистанционное обучение? Можно ли совмещать формы и способы обучения и образования?

Чтобы избежать путаницы разберем особенности каждого из вариантов. 

Закон «Об образовании в РФ» закрепляет за родителями право выбирать форму образования и формы обучения.

Право выбора формы образования

Форм образования две:

  • в образовательной организации
  • вне образовательной организации — в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) или самообразования (в 10-11 классах).

Ключевое различие между двумя этими формами заключается в том, кто несет ответственность за качество образования и за организацию процесса обучения. В первом случае условия определяет школа. В случае семейного образования за процесс обучения полностью отвечают родители. Нагрузка, методики обучения, место и время — все они решают сами.

И к родителям и к школе государство предъявляет одинаковые требования — ребенок должен как минимум освоить программу в пределах ФГОС. Дети на семейном образовании проходят промежуточную и итоговую аттестацию в школах, которые имеют государственную аккредитацию в качестве экстернов.

Права обучающихся и государственное финансирование распространяется на экстернов. Например, экстерн бесплатно пользуется учебниками, родители могут получать компенсацию. 

Подробнее про семейное образование

Право на ускоренное обучение

Независимо от формы получения образования учащиеся имеют право на ускоренное обучение. Ученик на семейном образовании имеет право проходить промежуточную аттестацию по мере готовности, досрочно.

Такое же право есть у обычных школьников. Ученик может обратиться с заявлением о прохождении досрочной аттестации экстерном и пройти два года за год.

Ускоренное обучение в рамках школы предполагает обучение по индивидуальному учебному плану.

Право выбора формы обучения

По закону и государственным стандартам образование может быть получено в очной, очно-заочной или заочной форме. Родители имеют право выбрать любую форму.

Очно-заочное и заочное обучение – предполагает больше времени для самостоятельной подготовки, меньший контакт учеников с учителем.

Для каждой формы обучения должен быть организован образовательный процесс, оформлена учебная документация (учебные планы, расписания занятий, журнал успеваемости, сведения по учебной нагрузке учителей по каждой форме и пр.

), определены правила ведения документации.

Обязательно должен быть принят локальный акт о формах обучения, который определяет особенности комплектования классов, требования к объему учебной нагрузки, порядок выбора родителями формы обучения, порядок организации образовательной деятельности.

В чем разница между семейным образованием, заочным обучением и обучением на дому?

Заочное обучение может быть отчасти похоже на семейное образование, ребенок приходит в школу только на сессии и для прохождения промежуточной аттестации. В остальное время готовится самостоятельно.

Дети на семейном образовании также приходят в школу только для прохождения аттестации, иногда школы предусматривают для них дополнительные консультации. Но школа не контролирует как именно ребенок осваивает программу, она лишь оценивает результат на промежуточной аттестации.

Обучение на дому или надомное обучение возможно только по медицинским показателям.

Этот вариант обучения предусмотрен для детей-инвалидов и длительно болеющих детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья.

При надомном обучении к ребенку на дом приходят учителя и занимаются с ним индивидуально. Учебная нагрузка устанавливается ниже обычной, часть материала ребенок может осваивать самостоятельно.

Главное различие — за ребенка на заочном обучении или за ребенка обучающегося на дому несет ответственность школа, она устанавливает правила, объем нагрузки, график обучения, образовательную программу. За обучение ребенка на семейном образовании отвечают родители.

Они имеют право выбрать любую школу для аттестации, в том числе частную, график аттестации — это также предмет договоренности со школой, аттестацию нужно проходить только по обязательным предметам.

Родители могут выбирать учебники и программы обучения, независимо от того, по какой программе и по каким методикам ведется обучения в школе.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение не является формой обучения, а является способом организации обучения.

Для детей, которые обучаются на дому и детей на очно-заочной и заочной форме обучения школа может организовать обучение с применением дистанционных технологий. Это возможно, если у школы и учащегося есть технические возможности и если у учащегося нет медицинских противопоказаний.

Обучение по индивидуальному учебному плану

Обучение по индивидуальному учебному плану — это академическое право обучающегося и оно предоставляется независимо от формы обучения в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Задача перехода на обучение по индивидуальному учебному плану — учесть особенности и образовательные потребности обучающихся, выбрать оптимальный уровень реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.

Обучение по индивидуальному плану организуется:

  • для детей с ограниченными возможностями или устойчивой дезадаптацией в коллективе
  • для детей, имеющих академическую задолженность
  • для одаренных детей, которые усваивают программу в ускоренные сроки или заинтересованы в углубленном изучении предметов
  • по иным основаниям, которые определяет школа (для тех кто имеет много пропусков, вынужденно пропускает занятия из-за соревнований, тренировок, иной внешкольной занятости)

Как воспользоваться правом обучения по индивидуальному учебному плану или правом выбора формы образования или обучения?

Уточнить принят ли в школе локальный акт, который утверждает порядок. Если локального акта нет, написать заявление в произвольной форме со ссылкой на норму закона.

Сочетание форм и способов обучения

Закон закрепляет возможность сочетания форм и способов обучения. По смыслу закона возможно учиться в школе и изучать отдельный предмет заочно или самостоятельно, и школа должна такую возможность предоставлять по требованию родителя.

Главные препятствия для того, чтобы реализовать законные права и возможности — особенности финансирования и отсутствие локальных актов. Иногда родителям бывает проще перейти в школу, в которой все вопросы решены, чем добиться от своей школы права выбора формы обучения.

Индивидуальный подход в обучении — это дополнительные часы работы педагогов, заочное обучение — это часы работы управленцев по созданию учебных планов и пакета документации.

Никто не понимает, сколько должна получать школа на учащегося, который сочетает формы обучения и образования.

Не все регионы четко определили особенности финансирования обучения учащихся по индивидуальному плану или в форме заочного обучения.

Все это рождает барьеры и активное сопротивление школы. Тем не менее, запрос со стороны родителей на индивидуализацию в образовании растет. Под давлением родителей школам приходится вводить разные формы обучения и продумывать варианты обучения по индивидуальному учебному плану. Много готовых решений и примеров доступно в интернете. И сегодня школам уже есть на что опереться.

Автор Ольга Кочева

Источник: https://usperm.ru/clarify/pravo-na-vybor-formy-obucheniya-v-shkole

Права и обязанности учащихся

Учащийся имеет право на:

1. Свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений; взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.

2. Свобода информации.

3. Свобода мысли, совести и религии.

4. Уважение человеческого достоинства.

5. Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме.

6. Обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям).

7. Получение дополнительных платных образовательных услуг.

8. Открытая оценка знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

9. Заблаговременное уведомление о сроках и объеме контрольных работ в соответствии с графиком; в течение дня может быть проведена только одна контрольная работа.

10. Дополнительная бесплатная помощь учителя в приобретении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя.

11. Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

12. Отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

13. Участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом (Совет школы: совет старшеклассников, родительский комитет школы, м/о классных руководителей).

14. Льготы и материальная помощь в соответствии с действующими нормами.

15. Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

16. Создание различных общественных объединений, если они не противоречат Уставу школы.

17. Использование права экстерната, домашнего обучения, досрочной сдачи экзаменов, индивидуальных образовательных программ, в 10-11 классе – индивидуального учебного плана.

По заявлению родителей (лиц, их заменяющих) и решению педагогического совета, учащиеся 11 классов могут быть освобождены от посещения во втором полугодии занятий по отдельным предметам (либо иметь один свободный день учебной недели).

18. Отсутствие домашнего задания на понедельник в классах с 1 -го по 6-й включительно, а также отсутствие задания на каникулы для учащихся всей школы, кроме чтения художественной литературы.

19. Открытое высказывание своего мнения о качестве образовательного процесса на Совете школы, Уполномоченному по правам участников образовательного процесса.

20. Внесение предложений об изменениях в образовательной деятельности школы в утвержденном порядке.

21. Использование для выступлений средства массовой информации школы — стенды: «информации», «школьная жизнь», издание газет.

22. Право знать о проставленных ему оценках — как за устные, так и за письменные работы.

23. Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.

24. Право на ходатайство о перенесении сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

25. Право быть выслушанным.

26. Право создать общественную организацию по защите прав учащегося в составе учителей, родителей, учеников.

Обязанности учащихся:

1. Добросовестно учиться.

2. Выполнять требования Устава школы.

3. Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, ее авторитете.

4. Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

5. Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на территории школы.

6. Принимать участие в мероприятиях по благоустройству территории школы, уборке классов и дежурствах, при их согласии и согласии родителей (законных представителей).

7. Уважать право собственности и понимать, что школьные принадлежности, одежда и прочие вещи участников образовательного процесса, находящиеся в школе принадлежат их владельцам. Найденную чужую вещь необходимо сдать охраннику, дежурному администратору или учителю.

8. Приходить в школу за 15 минут до начала занятий, снимать верхнюю одежду, надевать сменную обувь, вешать в раздевалку, занимать рабочее место до первого звонка и готовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

9. Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.

10. Выполнять домашние задания в установленные сроки.

11. Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике, по первому требованию учителя предъявлять дневник.

Дневник учащегося является основным документом, в котором фиксируются все факты, связанные с процессом обучения.

12. На урок физической культуры приходить в спортивной форме. Ученик, не имеющий формы, а также освобожденный от занятий, должен находиться в спортивном зале.

13. Выполнять требования работников школы по составлению правил внутреннего распорядка. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях.

14. В случае пропуска занятий приносить записку от родителей (законных представителей) или справку из медицинского учреждения.

Общие правила поведения учащихся:

Поведение учащихся на уроке:

1. Не отвлекаться самому и не отвлекать других учащихся от занятий, так как этим нарушается право других учащихся на получение необходимых знаний.

2. Рекомендуется вставать при входе в класс учителя или любого взрослого, приветствуя их, при желании ответить или задать вопрос учителю – поднять руку.

3. Время перемены – личное время каждого учащегося, которое он может проводить по своему усмотрению, не мешая при этом другим.

Во время перемен: учащийся должен навести порядок на своем рабочем месте; приготовить все необходимое к следующему уроку; выйти из кабинета, если попросит учитель; подчиняться требованиям дежурных по этажу; не мешать отдыхать другим учащимся.

Поведение учащихся в столовой:

1. Бережно относиться к имуществу столовой.

2. Во время приема пищи в столовой придерживаться хороших манер, принимать пищу сидя.

3. Убирать за собой после принятия пищи, ставить на место стулья,

4. Не приходить в столовую в верхней одежде,

5. Не выносить пищу из столовой. Учащийся может принести с собой завтрак из дома, купить в школьном буфете выпечку, соки и другие продукты.

Дежурные по школе (осуществляется учащимися 7-11 классов) обязаны:

1. Присутствовать на линейке, проводимой дежурным администратором и классным руководителем в 7 час. 55 мин.;

2. Проверят наличие сменной обуви у учащихся при входе в школу;

3. Помогать переодеваться младшим школьникам;

4. Следить за порядком в раздевалке, оказывать помощь в поддержании дисциплины на переменах;

5. Поддерживать чистоту на закрепленных за ними участках; по окончании уроков убрать мусор и сдать территорию дежурному администратору или классному руководителю.

6. Дежурным запрещается применять физическую силу, а также унижать личность учащихся, даже если они нарушают правила поведения. При необходимости обращаются к дежурному администратору или классному руководителю.

Требования к внешнему виду учащихся:

1. Учащиеся 5-11 классов приходят в школу в одежде делового стиля. Мальчики – в костюмах (пиджак, рубашка с галстуком или водолазка). Девочки – юбка темного цвета, блузка или водолазка,

2. Не допустимо ношение одежды излишне открытой.

3. Не допустимы яркие, вызывающие элементы одежды, бижутерии.

4. Рекомендуется не применять излишнюю косметику, экстремальный цвет волос и не носить много украшений на занятиях.

5. Рекомендуется маникюр – классический, светлых, не вызывающих тонов .

6. Не допустимо ношение одежды, подчеркивающей принадлежность к какому-либо молодежному или общественному движению.

7. В школе учащиеся должны ходить в сменной обуви.

8. Не допускается пребывание на уроках (кроме физической культуры)учащихся в спортивной одежде.

9. Не разрешается находиться в школе в верхней одежде, без особых на то причин.

Учащимся запрещается:

1. Приносить оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики и другие одурманивающие средства.

2. Курение на территории школы.

3. Пользоваться во время занятий средствами мобильной связи, плеерами. Употреблять жевательную резинку как во время занятий, так и на переменах..

4. Использовать непристойные выражения и жесты.

5. Допускать запугивания, издевательства, унижение личности, а также дискриминация по национальному или расовому признаку, имущественному положению, вероисповеданию и другим причинам — по отношению к любому человеку.

6. Выходить из школы в учебные часы без разрешения классного руководителя или дежурного администратора.

7. Опаздывать на занятия.

Источник: https://infourok.ru/prava-i-obyazannosti-shkolnika-4249002.html

Онлайн-юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: