Законы в школе для учеников

Содержание
  1. Права и обязанности учащихся в школе и что они не обязаны делать
  2. Почему же так изменилось поведение школьников?
  3. Права и обязанности школьников: тогда и сейчас
  4. Перейдём к обязанностям…
  5. Что входило в обязанности учащихся в СССР:
  6. А что сейчас? (ст. 43 закона «об образовании в рф»)
  7. Почему я обращаю такое внимание на этот пункт?
  8. что же ребёнок не обязан делать в школе
  9. Устав школы — образец 2020 для учеников
  10. Что прописано в уставе
  11. Кто принимает устав школы
  12. Рекомендуемая структура устава
  13. Рекомендованный общий школьный устав для всех школ с вариантами его оформления
  14. Глава 1. Общие положения
  15. Глава 2. Деятельность школы
  16. Глава 3. Управление школой
  17. Глава 4. Права и обязанности учеников, работников школы, родителей учеников
  18. Глава 5. Заключительные положения
  19. Где можно найти устав школы
  20. Зачем знать устав школы ученикам и родителям
  21. Права и обязанности ребенка в школе. Как защитить ребенка
  22. Основные права детей в школе
  23. Откуда ребенок узнает о своих правах
  24. Права детей – инвалидов
  25. В чем может выражаться ущемление прав школьника
  26. Травмы и угрозы здоровью
  27. Некорректное поведение учителя
  28. Другие трудные ситуации
  29. Привлечение к труду
  30. Драка между учащимися
  31. Кража личных вещей
  32. Травля сверстниками
  33. Обязанности школьников в общеобразовательном учреждении
  34. Как защитить права ребенка
  35. Ответственные за защиту прав и интересов школьников
  36. Если ученик пострадал в школе
  37. Ученик и учитель: У кого больше прав? Не торопитесь с ответом
  38. Кто платит за учебник
  39. Дело учителей
  40. Подлость собирает лайки
  41. Инициатива
  42. Знает ли ученик, что…?
  43. Знает ли родитель, что…?
  44. Знает ли учитель, что…?

Права и обязанности учащихся в школе и что они не обязаны делать

Законы в школе для учеников

Старшее поколение вспоминает свои школьные годы так: на уроках внимательно слушаем учителя, выполняем все задания; на переменах помогаем дежурным учителям удерживать беготню в коридорах; после уроков приводим в порядок класс, поливаем цветы, моем пол; возвращаемся домой, и только после того, как добросовестно сделаем уроки, бежим с чистой совестью на улицу.

Рабочие будни нынешнего школьника: кто слушает учителя, кто нет, можно и пошалить; на переменах бегаем по коридору или на улице, ещё и в магазине побываем; шуршим упаковками с чипсами и шоколадом, можно бросить фантики на пол – кто-нибудь уберёт; помыть доску после урока? – Догони меня учитель! Надо поскорей убежать, чтобы не заметили; в столовой я потребитель, с чего я должен вытереть стол? А дома можно делать всё что угодно, тут никто ничего заставлять делать не будет. Домашка? — Спишу завтра у отличника, сейчас посижу в интернете или гулять пойду.

Я не училась в советское время, поэтому прошу простить, если не так описала его. Просто фильмы дали мне такие светлые представления о советском образовании и поведении учеников в школе. А про положение дел в наше время я знаю не понаслышке.

Почему же так изменилось поведение школьников?

Я думаю, проблема коренится во многих причинах.

  • Во-первых, изменилось государство и с ним ценности в образовании. Учителя стали обслуживающим персоналом (образование стало услугой, а учитель – по сути обслуга), а про других сотрудников школы (не педагогический состав) я промолчу. Их вообще ни во что не ставят. Учитель должен заинтересовывать любыми способами, во всех проблемах с учениками тоже виноват он – должен уметь справляться с любыми детьми. цель получения образования в школе – не самоцель (получение образования!), а сдача ЕГЭ на хороший балл. А как же развитие личности?
  • Во-вторых, вместе с государством изменились и законы (об образовании, в частности). Об этом поговорим чуть ниже.
  • В-третьих, самая главная причина – отсутствие воспитания. Если ребёнку всё дозволено дома, то в школе он тоже будет чувствовать себя главным и вести себя как захочет.

Причин может быть гораздо больше, я описала основные. Если вы хотите что-то добавить, то напишите в комментарии. Не только на школьных, но и на жизненных примерах многим из нас понятно, что человек начал изучать (и потом качать) свои права, но почему-то совсем забывает про обязанности. А знать он их должен с пелёнок, не то, что уж со школьной скамьи.

Права и обязанности школьников: тогда и сейчас

Права учащихся закреплены в Конституции – это право на образование, причём бесплатное, начиная с садика и заканчивая вузом. Высших образований у нас может быть сколько угодно, но бесплатное – одно.

Хотя и здесь есть оговорка – вы имеете право раз в жизни получить профессию (в том числе и высшее образование) во второй раз за счёт государства, если обратитесь в службу занятости.

 Ещё к правам школьников мы можем отнести право на безопасные условия обучения, на бесплатные учебники и пособия, бесплатное пользование библиотекой и другим инвентарем в школе, на бесплатное питание (при определённых условиях) и дальше по списку прав человека в Конституции РФ.

Перейдём к обязанностям…

Попробую сравнить две выписки из закона «Об образовании» в России и в СССР (взят закон «Об образовании в СССР» от 1973 года).

Что входило в обязанности учащихся в СССР:

  • систематически и глубоко овладевать знаниями и практическими навыками, развивать свои способности, вырабатывать умение самостоятельно пополнять знания и применять их на практике;
  • участвовать в общественно полезном, производительном труде, самообслуживании, соблюдать правила внутреннего распорядка учебно — воспитательного учреждения (правила для учащихся), быть дисциплинированными и организованными, вести здоровый образ жизни, повышать свой культурный уровень;
  • беречь и укреплять социалистическую собственность, беречь природу и охранять ее богатства, неукоснительно соблюдать советские законы и уважать правила социалистического общежития, нетерпимо относиться к антиобщественным проявлениям;
  • укреплять здоровье, заниматься физической культурой, готовить себя к защите социалистического Отечества.

Пусть много обязательств по отношению к государству, но сколько в то же время требований к самому себе – развивай личность, умения, знания, укрепляй здоровье.

А что сейчас? (ст. 43 закона «об образовании в рф»)

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Если сравнить, то в принципе и в новом законе сохраняются те же обязанности по развитию своей личности, соблюдению устава школы и т.д. Но исчез один важный пункт – участие в общественно-полезном труде и самообслуживании.

Почему я обращаю такое внимание на этот пункт?

Я описала в самом начале статьи день современного школьника. На просьбу помыть доску после урока отзываются только самые отзывчивые ребята.

Остальные, то ли в меру загруженности учебного дня или отсутствия воспитания сразу убегают после урока. Про помощь в конце дня я вообще молчу. В нашей школе уборщица мыла только полы.

А остальное? Эту работа остаётся кому? Правильно, учителю. Но у него и так много забот, так еще и убираться в классе надо?

Своей статьей я хочу убедить уважаемых родителей воспитывать в своих детках трудолюбие. Просто убирать за собой после еды, намусорил – убери, позанимался с книгами – сложи на место.

Это и вам поможет содержать дом в порядке и школе. Раз в четверть решите на родительском собрании провести в классе генеральную уборку.

Помогите классному руководителю организовать это неблагодарное, но нужное для здоровья дело.

И на этой патетической ноте я расскажу,

что же ребёнок не обязан делать в школе

Почему я размещаю данный раздел в самом конце статьи? Потому что он рассчитан на совесть. Хотите — делайте, хотите — нет. Вы не обязаны:

  • Выполнять любые трудовые обязанности (согласно ст. 34, п. 4 закона «Об образовании в РФ») без согласия родителей (законных представителей).Т.е. ребёнка по сути не могут заставить помыть доску, подмести пол и т.д. Вот теперь всем и дозволено кидать фантики, самолётики, кожуру от семечек. Но других детям потом приятно учиться в таком помещении?На Камчатке в своё время даже скандал раздули по этому поводу. Директор школы обязал всех учащихся участвовать в уборке класса и школы. Власти сочли это незаконным (согласно вышеуказанному пункту в законе об образовании) и всё.
  • Ходить на различные школьные мероприятия (кроме тех, что есть в учебном плане).На уроки ходить обязаны, а вот на концерты, утренники, митинги – нет.
  • Скажу ещё по поводу летней школьной практики. Это тоже трудовое принуждение. Заставлять ходить всех школьников – имеет ли смысл? В моей школе 1500 учеников. Добросовестные ребята решают проходить в июне, чтобы на остальное время куда-то уехать, и приходят всей оравой в школу. Но на такое большое количество детей работы столько не находится! Вот и получается, что в июне нет работы, а в июле и августе нет работников.Ещё раз повторюсь, что принуждать ребёнка проходить летнюю практику никто не вправе. Школа хитрит и называет её «помощь школе», «благоустройство школы» и т.д. Я не говорю, что помощь не нужна, ещё как нужна. Но нужно сделать её более выполнимой для ребёнка (а не по 20 часов!). Пришёл на день, помог где смог, и довольный идёшь домой. Что и предлагаю продумать вам, уважаемые родители.

Источник: https://shkola-i-my.ru/%E2%80%9C/roditelskie-sobraniya/prava-i-obyazannosti-uchashhikhsya-v-shkole-i-chto-oni-ne-obyazany-delat

Устав школы — образец 2020 для учеников

Законы в школе для учеников

Что такое устав школы — это документ, содержащий правила, регулирующие жизнь образовательной организации. Его разрабатывают и утверждают в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации».

Что прописано в уставе

В соответствии со статьей 25 закона «Об образовании», в уставе любой школы должны содержаться обязательные пункты:

  • информация о типе образовательной организации;
  • указания об учредителе;
  • информация об изучаемых образовательных программах, указание уровня образования, которое дается в школе, и направление (или направления) обучающих программ;
  • описание структуры органов управления образовательной организацией, порядок их формирования, сроки полномочий, права.

Кроме обязательных пунктов, администрация школы прописывает в документе права и обязанности:

  • работников школы;
  • учеников;
  • родителей учеников.

Кто принимает устав школы

Документ принимают в соответствии с общими нормами гражданского законодательства. Процедура принятия устава для бюджетных и казенных учреждения регулируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (ст. 14).

Принятие устава для автономных учреждений регулируется Федеральным законом «Об автономных учреждениях» (ст. 11).

Устав разрабатывают администрация и работники образовательной организации на основании рекомендаций местных органов управления образованием. Порядок разработки устава и лиц, ответственных за его разработку, назначает администрация муниципального образования.

В законодательстве РФ и законе об образовании № 273-ФЗ закреплено, кто утверждает устав школы: устав утверждается учредителем. Данные об учредителе в обязательном порядке указывают в тексте устава.

Рекомендуемая структура устава

Рекомендуемая структура содержит пункты, обязательные в документе (требуемые законом), и те, которые помогают юридически грамотному функционированию школьной организации.

Возможная структура:

  1. Общие положения устава.
  2. Описание деятельности организации (основной и дополнительной, приносящей доход). Цели, предмет, виды деятельности.
  3. Управление образовательной организацией.
  4. Права и обязанности учеников, работников школы, родителей учеников.
  5. Заключительные положения.

Рекомендованный общий школьный устав для всех школ с вариантами его оформления

УСТАВ ШКОЛЫ
(бюджетное общеобразовательное учреждение)

УТВЕРЖДАЮРуководитель органа, осуществляющего функции

и полномочия учредителя

_____________(________________)
подпись (расшифровка подписи)

от ________ № ____

УСТАВ

НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Глава 1. Общие положения

В разделе «Общие положения» указывают полную информацию о школе. Указывают:

  • наименование школы;
  • на основании какого приказа и когда она создана;
  • тип учреждения (бюджетное);
  • тип образовательной организации;
  • прописывают учредителя школы и собственника ее имущества;
  • адрес нахождения школы.

Глава 2. Деятельность школы

В этом разделе документа подробно указывают:

  • деятельность школы;
  • цели образовательной организации;
  • особенности (углубленное изучение конкретных предметов);
  • описание миссии образовательной организации;
  • все виды деятельности, такие как группы продленного дня, мастерские, театры и подобные.

Глава 3. Управление школой

В этом разделе указывают исполнительный орган образовательной организации и его компетенции. Прописывают все полномочия, которыми обладает руководство школы. Здесь же указывают органы коллективного управления школой, органы педсовета и его функции.

Глава 4. Права и обязанности учеников, работников школы, родителей учеников

Эту главу следует изучить и помнить ученикам школы и их родителям. Знание этого раздела устава помогает избежать многих недоразумений и споров.

При поступлении в первый класс, при переводе ученика в другую школу администрация дает родителям ознакомиться с уставом под подпись.

Где можно прочитать устав школы: в бумажном варианте при подписании договора с образовательным учреждением или в электронном виде на сайте школы.

4.1. Основными участниками образовательного процесса являются педагогический состав, обучающиеся и родители (законные представители). Все участники образовательного процесса должны быть в обязательном порядке ознакомлены с уставом школы.

4.2. Права учеников. Ученики школы имеют право на:

  • свободу совести, информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений;
  • на создание клубов, секций, кружков по интересам;
  • на объективную оценку знаний и умений;
  • свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
  • бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки школы;
  • получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • получение образования в соответствии с государственными стандартами бесплатно;
  • обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам;
  • участие в управлении школы;
  • уважение своего человеческого достоинства.

4.2.1. Осуществление всех вышеперечисленных прав несовместимо с нарушением общественного порядка, норм нравственности и охраны здоровья, прав и свобод других лиц.

4.2.2. Нельзя принудительно привлекать обучающихся школы в общественные, общественно-политические, религиозные и другие организации, движения или партии. Не допускается участие обучающихся в принудительном порядке в агитационных компаниях, мероприятиях и политических акциях.

4.3. Обязанности учеников. Обучающиеся школы обязаны:

  • соблюдать устав школы и правила для обучающихся;
  • выполнять инструкции при проведении внеклассных мероприятий, экскурсий, поездок, походов и т. д.;
  • выполнять требования работников школы в части, отнесенной уставом, должностными обязанностями и правилами внутреннего распорядка к их компетенции;
  • добросовестно учиться;
  • подчиняться обоснованным требованиям педагогов;
  • поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу школы;
  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы;
  • соблюдать правила техники безопасности;
  • не пропускать занятия без уважительной причины.

4.3.1. Обучающимся запрещается:

  • приносить, передавать и использовать в школе оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсичные и наркотические вещества, семечки, жевательную резинку;
  • применение физической силы для выяснения отношений, запугивание, вымогательство;
  • любые действия, очевидно влекущие за собой опасные последствия для окружающих;
  • использовать любые предметы и вещества, которые могут привести к взрывам и возгоранию;
  • использовать в обращении ненормативную лексику, выражать свое мнение в грубой, унижающей собеседника форме.

4.4. За неисполнение без уважительных причин обязанностей, предусмотренных в пункте 4.3, а также за нарушение правил, предусмотренных пунктом 4.3.1, к учащимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия:

  • замечание;
  • объявление выговора;
  • исключение из школы.

4.5. Права родителей (законных представителей) обучающихся:

  • участвовать в управлении школой;
  • посещать уроки с разрешения учителя и администрации школы;
  • выбирать форму обучения;
  • знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости учащихся;
  • защищать законные права учащихся.

4.6. Обязанности родителей (законных представителей):

  • выполнять настоящий устав в части, касающейся их прав и обязанностей;
  • создавать необходимые условия для получения детьми образования;
  • обеспечить ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение учебного года в случае его перевода в следующий класс «условно»;
  • привить ребенку бережное отношение к чужой собственности, родители несут расходы по возмещению ущерба, причиненного школе по вине учащегося;
  • обеспечивать посещение ребенком школы, в соответствии с утвержденным расписанием учебных занятий;
  • нести ответственность за воспитание своих детей;
  • посещать родительские собрания и приходить в школу по вызову администрации или учителей для индивидуальных бесед.

Другие права и обязанности родителей (законных представителей) учащихся могут закрепляться в заключенном между ними и образовательной организацией договоре, который не может противоречить закону, Типовому положению об общеобразовательном учреждении и настоящему уставу.

4.7. Права работников школы:

  • право участвовать в управлении школой в порядке, определяемом настоящим уставом;
  • право на защиту профессиональной чести и достоинства.

4.8. Педагогические работники школы имеют право:

  • на социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ;
  • на длительный, сроком до одного года, отпуск не реже, чем через каждые 10 лет преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем;
  • свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники (рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации), методы оценки знаний учащихся;
  • повышать квалификацию;
  • на сокращенную рабочую неделю в случае неполной педагогической ставки;
  • на удлиненный оплачиваемый отпуск, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • на дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения;
  • аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

4.9. Обязанности педагогических работников:

  • быть примером достойного поведения в школе и в общественных местах;
  • соблюдать и заботиться о защите прав и свобод учащихся, уважать права родителей и законных представителей учащихся;
  • иметь необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании;
  • поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства обучающихся;
  • принимать участие в разборе конфликтов по письменному заявлению родителей или других лиц;
  • выполнять в указанный срок приказы директора, распоряжения администрации школы, не противоречащие уставу школы и действующему законодательству;
  • выполнять устав школы, правила внутреннего трудового распорядка для работников школы, условия трудового договора, должностные инструкции, функциональные обязанности, локальные акты;
  • педагогические и другие работники образовательной организации периодически, но не реже одного раза в календарный год, проходят медицинское обследование за счет средств, выделенных учредителем.

4.9.1. За нарушение без уважительных причин правил внутреннего трудового распорядка, а также обязанностей, перечисленных в пункте 4.8, к педагогическим работникам применяются меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.

4.10. Служебное расследование нарушений педагогическим работником образовательной организации норм профессионального поведения может быть проведено только по поступившей на него жалобе в письменной форме.

Глава 5. Заключительные положения

В заключительных положения прописывают, как и в каком порядке вносят изменения в устав, куда переходит имущество, если школа ликвидируется.

Где можно найти устав школы

В пункте 3 статьи 25 закона «Об образовании в Российской Федерации» указано, что в образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления с ее уставом всех желающих: родителей, школьников, всех работников школы.

С этой целью администрация школы выдает устав к ознакомлению родителям, когда они заключают договор на обучение в школе.

Во все бланки договоров в 2020 году вносят пункты о том, что родители дают согласие на обработку данных и о том, что они ознакомились с уставом образовательной организации.

Варианты, где можно посмотреть устав школы:

  • школьная приемная — секретарь обязан выдать по требованию родителей для ознакомления печатный вариант;
  • в приложении к договору оказания образовательных услуг (прилагается не всегда, чаще всего дают на ознакомление под подпись);
  • на сайте образовательной организации в разделе сведений о школе.

Зачем знать устав школы ученикам и родителям

Знание устава школы — обязанность и право учеников и их родителей. Родители ставят подпись под фразой о том, что они ознакомлены с уставом.

После этого любое его нарушение ведет к определенным последствиям. В законе об образовании прописано, что нельзя исключить из школы учеников младше 15 лет.

Но после этого возраста его могут исключить из школы по приказу директора за регулярное нарушение устава.

В документе прописаны права и обязанности учеников, требования к образовательному процессу, к внешнему виду и поведению обучающихся в стенах школы. Не стоит подписывать бумагу формально. Подпись означает согласие с правилами школы и обязательство им следовать.

Источник: https://go2school.ru/dokumenty/ustav-shkoly-dlya-uchenikov

Права и обязанности ребенка в школе. Как защитить ребенка

Законы в школе для учеников

Когда ребенок поступает в общеобразовательное учреждение, его ждут множество новых обязанностей: учиться, соблюдать нормы и требования школы и участвовать в ее мероприятиях.

Вместе с обязанностями, за ним закреплены права, прописанные на законодательном уровне. Родителям и детям важно знать, в чем заключаются права ребенка в школе, чтобы лучше защитить себя.

Об этом пойдет речь в материале.

Основные права детей в школе

В России права детского населения защищены государственными институтами и законодательством. Каждый ученик имеет право быть услышанным, излагать свою точку зрения, чтобы педагоги учебного заведения уважали его личность.

Дети школьного возраста также пользуются правом:

  • на бесплатное среднее образование на родном языке;
  • быть в безопасности на территории школы;
  • получить во временное пользование на период учебы все необходимые учебные пособия, тетради и художественную литературу из библиотечных фондов;
  • посещать различные мероприятия, устраиваемые образовательным учреждением, добровольно участвовать в уборке территорий школы;
  • пройти консультацию психолога при необходимости;
  • вместе с родителями выбрать школу и образовательную программу для обучения, в любое время года по желанию перевестись в другое общеобразовательное учреждение;
  • учиться по индивидуальному плану в связи с обстоятельствами.

Откуда ребенок узнает о своих правах

Школьники получают информацию о своих правах из СМИ и интернета. Но самым главным источником для несовершеннолетнего в этом вопросе остается, конечно, родитель. Именно в его обязанности входит информирование ребенка о правах и обязанностях в школе и дома.

Права детей – инвалидов

Дети – инвалиды пользуются тем же правами, что и школьники без ограничений по здоровью.

Для них есть льготы и привилегии:

  • физическая нагрузка должна быть строго дозирована, с учетом здоровья ребенка — инвалида;
  • бесплатные сеансы школьного психолога;
  • бесплатные завтраки и обеды в общеобразовательном учреждении;
  • формат сдачи экзаменов зависит от учащегося.

В чем может выражаться ущемление прав школьника

Нарушение прав ребенка в школе может происходить по разным причинам. Чаще всего они вызваны конфликтом с учителем или с одноклассниками.

Рассмотрим проблемные ситуации.

Травмы и угрозы здоровью

Действие закона о защите прав ребенка распространяется не только на территорию школы, но и на пришкольные территории. За сохранение здоровья ученика, пока он на территории школы, отвечает ее персонал. Угрозы здоровью малолетних могут возникнуть по разным причинам.

Медсестра несет ответственность за следующие действия в случае необходимости:

  • оказание первой помощи;
  • вызов неотложной медицинской помощи;
  • сопровождение в больницу.

Учитель обязан:

  • отвести пострадавшего до процедурного кабинета;
  • известить родителей;
  • выяснить причины произошедшего.

Директор отвечает за организацию медицинской помощи в целом.

Некорректное поведение учителя

Чаще всего ученики жалуются на несправедливое, предвзятое отношение учителя. Важно помнить, что права ученика заканчиваются там, где начинаются права другого школьника или учителя.

По закону учитель должен известить родителей:

  • о том, как школьник учится, о его поведении;
  • о том, что ученик пропускает занятия.

Педагог не правомочен выгнать ученика с уроков за плохое поведение. Отношение учителя к своему ученику не должно зависеть от того, как ученик себя ведет на уроке, оценка за предмет должна быть полностью объективной.

Столкнувшись с такой ситуацией, родители могут обратиться к директору. Лучше, если у них будут доказательства правдивости их слов. Если реакции от него нет, можно идти в прокуратуру или в суд.

Другие трудные ситуации

В классе ученик может столкнуться с неприятными ситуациями разного рода:

Привлечение к труду

Согласно международным документам по правам ребенка, запрещается привлекать к труду несовершеннолетних в школе в двух случаях:

  • если этот труд вреден для его здоровья;
  • если он ущемляет его права.

По закону, чтобы привлечь учащегося к труду, нужно получить его согласие, и провести инструктаж по технике безопасности.

Драка между учащимися

Ответственность за учеников лежит на персонале, поэтому их задача – обеспечить неприкосновенность детей, в том числе, на пришкольной территории.

Задача учителя – предотвратить драку любой ценой. Если это случилось и повлекло за собой неприятные последствия в плане здоровья, то в суд следует подавать не на родителей драчуна, а на общеобразовательное учреждение.

Кража личных вещей

В случае пропажи вещей у учеников, учитель правомочен вызвать полицию. Досматривать портфели школьников сам он не имеет права.

Травля сверстниками

Если одноклассники оскорбляют и унижают достоинство своего соученика, бдительным родителям нужно все обсудить с классным руководителем или родителями зачинщиков. Если ничего не меняется, нужно идти в полицию.

Обязанности школьников в общеобразовательном учреждении

Важно понимать, что в школе дети имеют как права, так и обязанности. Если их не исполнять должным образом, это чревато ответственностью перед законом.

Основные обязанности:

  • пунктуальность при посещении уроков;
  • аккуратный внешний вид, наличие сменной обуви, нужной канцелярии и учебных материалов;
  • соблюдать правила этикета;
  • не уходить из школы во время уроков без разрешения;
  • запрещено курение, ношение взрывчатых, спиртных и наркотических веществ;
  • уважать личность и достоинство других учеников и учителей;
  • бережно обращаться с имуществом школы и других детей.

Как защитить права ребенка

Чтобы защитить права, важно обеспечить доступность информации. Школьники должны знать, какие права имеет ребенок в школе. Если эти права нарушаются учителем или одноклассниками, нужно обращаться к директору. Важно правильно сформулировать свою просьбу в виде жалобы. Если директор не принял мер, чтобы исправить ситуацию, следует писать в прокуратуру или в суд.

Ответственные за защиту прав и интересов школьников

Родители или законные опекуны – несут ответственность за принятие всех главных решений и за соблюдение прав несовершеннолетних учеников.

Люди, на которых лежит главная ответственность за защиту прав ребенка в учебном заведении:

  • учителя;
  • медицинский персонал;
  • директор.

Если ученик пострадал в школе

Если ущемление прав не было тяжелым, не несло за собой критических последствий для его здоровья, то нужно решать проблему в пределах школы. Прежде всего, нужно составить заявление на имя директора, попросить его разобраться в ситуации.

Если имела место травма здоровью, то необходимо сделать следующее:

  • провести медицинскую экспертизу, засвидетельствовать повреждения или психологическую травму;
  •  собрать прочие доказательства;
  • оформить заявление на имя директора;
  • написать заявление в органы полиции или в прокуратуру.

Права детей школьного возраста должны быть защищены в полной мере на территории школы. Качество обучения и воспитания детей тесно с этим связано. К сожалению, дети часто боятся вслух сказать, что их права были нарушены. В этом случае родителям нужно быть внимательнее к своим детям, чтобы почувствовать момент, когда им нужна помощь.

Источник: https://opekarf.ru/prava-grazhdan/prava-shkolnikov

Ученик и учитель: У кого больше прав? Не торопитесь с ответом

Законы в школе для учеников

Ее автор — заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке, доктор педагогических наук, координатор проекта ОНФ «Равные возможности — детям» Любовь Духанина. В книге простым и доступным языком даются ответы на многие вопросы, которые каждый год родители и педагоги задают юристам, депутатам, общественникам.

Любовь Духанина: Ученики, учителя и родители должны понять, что прав без обязанностей не бывает. Михаил Синицын

Целый раздел посвящен разбору конфликтных ситуаций.

Из него, например, можно узнать, чем занимается комиссия по урегулированию споров в школе, кто защитит педагога от неадекватных родителей и где искать управу на учеников, которые оскорбляют учителя.

Вот один из самых частых вопросов: «Ученик регулярно сквернословит в адрес одноклассников и учителей. Что можно сделать? Можно ли не пускать на урок или перевести на очно-заочную форму обучения?»

Корреспонденты «РГ» проверили: Ранцы школьников в 2-3 раза тяжелее нормы

К сожалению, здесь у школы связаны руки. Можно вызвать родителей, сделать выговор и замечания. А вот не пускать на урок ребенка нельзя, это будет нарушать его право на образование. Перевести на иную форму обучения — тоже невозможно. И только если обучающийся достиг 15 лет, можно поставить вопрос о его отчислении.

Проблемы современной школы, которые были подняты в книге, стали предметом острого разговора экспертов в «РГ».

— Чего мы ожидаем для наших детей? Доступного, качественного образования. И это право закреплено в Законе «Об образовании в РФ», — говорит Любовь Духанина. — Общероссийский народный фронт, фонд «Национальные ресурсы образования» раз в полгода проводит исследования о том, как это право реализуется на практике.

И вот, что получается: 33% ребят жалуются, что им не хватает глубоких предметных знаний; 24% испытывают на себе неуважительное, необъективное отношение со стороны учителей; 65 процентам учеников элементарно недостает времени, чтобы нормально подготовиться к урокам.

А 60 процентов детей говорят, что учебный процесс негативно влияет на их здоровье.

По словам эксперта, главное, что сегодня требуется от ребенка — учиться. В законе прописано очень много возможностей: индивидуальные образовательные траектории, элективные и факультативные курсы, семейное, дистанционное, смешанное обучение… А что в жизни?

В 10-11-м классах ученик может заниматься самостоятельно, сдавая в школе только контрольные и экзамены

По данным исследования глобальной образовательной конференции EdCrunch, около 100 тысяч российских школьников не сели за парты в новом учебном году, как раз потому, что их родители предпочли альтернативные формы образования.

— Произошел резкий скачок в сферу семейного образования, — замечает омбудсмен в сфере образования при уполномоченном по защите прав предпринимателей Амет Володарский. — Родители бегут от архаичных стандартов в пользу индивидуального подхода.

Что такое семейное обучение? Если совсем просто: родители всю программу дают детям сами. Чаще — с помощью репетиторов. Причины могут быть самыми разными.

Если ребенок с особенностями здоровья и ему тяжело учиться наравне с другими ребятами — это одна история. Если ребенок одаренный, постоянно готовится к международным олимпиадам и соревнованиям — другая.

Но столь массовый крен в сторону «школы на дому», как считают эксперты, произошел из-за подготовки к ЕГЭ. И это очень тревожная ситуация.

Дмитрий Медведев посоветовал регионам менять старые школы на новые

— Закон гарантирует право детей на сочетание форм обучения, индивидуальный образовательный трек. Например, на то, чтобы химию и физику можно было посещать в школе, а все остальное изучать дома. Но где вы такое видели? К сожалению, инструментов для реализации этого права сегодня нет. Ребенок либо в школе, либо вне школы. Все.

А чтобы совместить разные формы — на местах не готовы, — говорит заведующий лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Семен Янкевич. — И здесь же другая большая проблема — компенсации родителям затрат на обучение.

Если ученик идет в школу, государство находит средства на учебники для него, на зарплаты педагогам, оборудование. Если родители занимаются с ребенком дома, они не получают практически ничего.

Сегодня только в Омской области действует достаточно справедливая система — средства передаются родителям, исходя из «полного норматива», за исключением денег на промежуточную аттестацию. То есть почти столько же, сколько бы получала школа.

— По закону, если у ребенка есть особые потребности, он может учиться и 12, и 13 лет. А успешный школьник может закончить обучение за 10 или 9 лет. Но нормативных документов, как это организовать, нет до сих пор.

Хотя с момента принятия Закона «Об образовании в РФ» прошло уже семь лет, — рассуждает заместитель руководителя аппарата Комитета ГД по образованию и науке Алексей Майоров. — Еще один вопрос — учет достижений, полученных учеником за порогом обычной школы.

Допустим, ребенок занимается в спортивной: почему бы не поставить ему оценку за физкультуру «автоматом»? Или, засчитывать занятия в музыкальной школе на уроках музыки? Москва в последние годы начала это делать. В других регионах ничего подобного нет.

А ведь такая простая вещь разгрузит детей. Но подзаконных актов опять же нет.

Кто платит за учебник

А вот цифра, которая удивит многих: по данным мониторинга ОНФ, школьные учебники покупает каждый третий родитель. И это несмотря на то, что на их закупку регионам выделяются огромные деньги.

— В законе закреплена однозначная норма: учебники бесплатны для каждого ребенка. То есть гарантия закона распространилась пока только на две трети наших учеников, — говорит Любовь Духанина.

— Покупают дидактические материалы 75 процентов родителей, рабочие тетради — 91 процент. Фактически 50 процентов семей, где есть ученики, тратят деньги на ремонт школы, на бумагу, закупку картриджей. Словом, на обустройство.

Это говорит о том, что материально-техническую базу российских школ нам еще развивать и развивать.

Практика показывает: о многих правах школьников их родители даже не догадываются.

— Ежегодно в Рособрнадзор приходит около 15 тысяч обращений по вопросам только общего образования. Жалобы, просьбы, предложения, вопросы… На каждое обращение мы отвечаем, даем разъяснение.

Думаю, у министерства просвещения такая же «картина», — говорит начальник Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко.

Дело учителей

— Учительство реально нуждается в колоссальной поддержке. Это и вопрос снижения нагрузки, это и вопрос нехватки кадров, и, конечно, уровень заработной платы. 34 процента учителей отвечают, что они имеют сложности даже с покупкой одежды, — отмечает Любовь Духанина. — 10 процентов учителей работают на две и более ставки. 61 процент — более чем на одну ставку.

Что такое одна ставка? Это 18 уроков в неделю. Но при этом есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, внеклассная работа и работа с родителями… В некоторых регионах базовая оплата за ставку педагога составляет три-четыре тысячи рублей. Все остальное — надбавки и стимулирующие выплаты, которые начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам.

Если школа задает на каникулы 10 параграфов и 33 задачки из учебника, ее должностные лица могут «заработать» реальный штраф — от 10 до 30 тысяч рублей

Педагоги шутят: «На одну ставку есть нечего, на две — некогда».

Пять процентов учителей признаются, что получают надбавки и стимулирующие выплаты крайне редко. Вообще не получают стимулирующие выплаты и надбавки — 13 процентов.

А 49 процентов учителей, участвующих в проведении экзаменов в 9-м и 11-м классах, признались, что не получили за это никаких доплат.

Кирилл Каллиников/РИА Новости

— Фактически все, что связано с учителем, со школой, регулируется на уровне региона или муниципалитета, — говорит Любовь Духанина. — В том числе зарплаты педагогов.

Например, в Ульяновской области депутаты приняли решение о введении новых должностей: учитель-наставник, учитель-исследователь, учитель-методист. За эти статусы закреплены размеры добавок.

Будем надеяться, что другие регионы реально возьмут пример.

Школьники-«айтишники» получат гранты более чем на 4,6 млрд рублей

По словам экспертов, также необходима и новая система оценки трудозатрат учителя. В современной школе у него появляются обязанности, которых не было раньше. Например, ведение электронного журнала. Никто не провел серьезное исследование, которое бы показало, что электронный журнал облегчил труд педагога. Наоборот, учителя утверждают, что нагрузки только прибавилось. Почему?

Электронные системы работают неустойчиво, и всю информацию приходится дублировать. Если в классе 30 человек и больше, то на заполнение всех форм и отчетов уходит половина рабочего дня. Риски профессионального выгорания — это не пустые слова. И, к сожалению, уход учителя из профессии — уже не редкость.

Подлость собирает лайки

По данным исследования ВШЭ, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. И что особенно тревожно, учителя с тяжелым материальным положением подвергаются буллингу в два раза чаще. Работать в таких условиях никто в педагогических вузах не учит…

Рособрнадзор оценит качество образования в детских садах

Последний прогремевший случай произошел в Красноярске: школьники вставили фото учительницы в порноролик: педагог обратилась в полицию. Какое наказание могут понести учащиеся и какое наказание может применить школа?

— Организовавшие эту травлю люди опозорили прежде всего себя. Если будет доказано, что видео действительно сделали ученики, их родителей могут оштрафовать. Размер штрафа для физических лиц — от 1 до 3 тысяч рублей. Также учитель вправе подать иск на возмещение морального вреда.

А в случае доказательства вины учеников они могут быть поставлены на учет комиссии по делам несовершеннолетних, — говорит Любовь Духанина. — Абсолютно всем: ученикам, родителям, учителям необходимо понимать, что права и ответственность идут бок о бок. Если мы сможем привить это понимание, эту правовую культуру в обществе, тогда мы уйдем от большого количества возникающих конфликтов.

Тогда мы будем понимать и правильно воспитывать наших детей как в стенах школы, так и в наших домах.

Инициатива

В рамках проекта «Равные возможности — детям» Общероссийский народный фронт вместе с фондом «Национальные ресурсы образования» создает интерактивную карту льгот, которые может получить семья с ребенком. Предполагается, что родитель будет указывать регион, статус ребенка, ситуацию, в которой он находится. И ему будет показана вся информация о том, какая компенсация и за что ему полагается.

Знает ли ученик, что…?

— С 6 (!) лет он имеет право на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок (например, покупку канцтоваров или продуктов), а также распоряжаться карманными деньгами. В этом возрасте он может пойти в школу. С 8 лет — может участвовать в детских общественных объединениях.

— С 10 лет имеет право дать согласие на изменение своего имени, отчества, фамилии, а также на усыновление или передачу в приемную семью.

— В 14 лет ребенок имеет право устроиться на работу. И распоряжаться не только своей зарплатой, но и отпуском — 31 день в году.

«Учителем года России-2019» стала Лариса Арачашвили из Волгограда

— В 10-11-м классах может самостоятельно осваивать школьную образовательную программу. То есть заниматься без учителей, родителей, репетиторов, сдавая в школе только контрольные работы и экзамены.

«Девять из десяти школьников хотят начать работать еще в период обучения, — говорит Любовь Духанина. — Они рассматривают свой первый практический опыт как возможность попробовать себя в той или иной профессии.

40 процентов из детей говорят нам о том, что хотят иметь деньги на карманные расходы. А 12 процентов детей хотят трудиться, чтобы помогать семье. Почти половина московских старшеклассников работают в каникулы.

Но они не очень довольны той работой, которую им предлагают взрослые: курьеры, разносчики пиццы, уборщики… Дети, с моей точки зрения, обоснованно считают, что они готовы к более интеллектуальному труду.

Могут чинить технику, быть системными администраторами компьютерных сетей на 3-5 компьютеров. Ребята хотят от взрослых более внимательного отношения к себе, к своим способностям».

Знает ли родитель, что…?

— Школа не вправе не допустить ребенка до занятий, если он пришел без формы или нарушил другие установленные требования к внешнему виду. Это можно рассматривать лишь как основание для применения мер педагогического воздействия.

— Ребенок имеет право учиться в любой российской школе, а не только в ближайшей от дома. Отказать могут только, если в школе нет свободных мест, которые сначала предоставляются тем, кто живет на закрепленной за школой территории. Информацию о вакантных местах школы должны размещать в открытом доступе.

— При приеме в первый класс ребенку не могут отказать из-за того, что он не умеет читать, считать и т.д.

— Домашнее задание (в рамках основной образовательной программы) на каникулы нарушает права ребенка на отдых. Если школа задает на каникулы 10 параграфов и 33 задачки из учебника, ее должностные лица могут «заработать» реальный штраф — от 10 до 30 тысяч рублей.

Знает ли учитель, что…?

— Педагог имеет право на ежегодный удлиненный отпуск и один годичный отпуск раз в десять лет.

— Если работодатель отправляет учителя на курсы повышения квалификации, то обучение для него должно быть бесплатным, с сохранением средней зарплаты и возмещением командировочных расходов.

— Если школу присоединяют к другой, это считается реорганизацией, и уволить педагога не могут.

— Школа должна создать условия для того, чтобы учитель мог отдохнуть и пообедать — перерыв должен составлять не более двух часов и не менее 30 минут. Или же у учителя должна быть возможность обедать в течение дня, например, на переменах, вместе с обучающимися.

— В 2019 году педагоги могут выйти на досрочную пенсию при наличии педагогического стажа в учреждениях для детей не менее 26 лет, в 2020 году — 27 лет, в 2021 году — 28 лет.

Стоимость каждого издания — 297 руб. (включая НДС и пересылку), с получением в редакции (Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 4) — 195 руб.

Реквизиты для оплаты: АО «Издательство «Российская газета», ИНН/КПП 7714010896/771401001, ОКПО 35258640, ОГРН 1057714039228, ПАО Сбербанк, г.

Москва, БИК 044525225, к/с 30101810400000000225, р/с 40702810438000015949. Укажите ваш адрес с индексом и название: «Учителя и ученики».

Источник: https://rg.ru/2019/10/14/uchenik-i-uchitel-u-kogo-bolshe-prav-ne-toropites-s-otvetom.html

Онлайн-юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: