Законы военнослужащих

Содержание
  1. Федеральный закон о статусе военнослужащих
  2. Кто может рассчитывать на статус военнослужащих
  3. Правовые основы статуса
  4. Порядок обеспечения гарантиями и компенсациями
  5. Обязанности военнослужащих
  6. Закон о статусе военнослужащих: правки, планируемые нововведения
  7. Военная обязанность в системе государственной власти
  8. Анализ Закона о статусе военнослужащих
  9. Вопросы статуса
  10. Права, обязанности и ответственность
  11. Права военнослужащих
  12. Обязанности и ответственность
  13. Запреты и ограничения прав
  14. Внесенные правки
  15. Правки 2019 г
  16. Планируемые нововведения
  17. Федеральный закон №76-ФЗ
  18. Право на свободу слова
  19. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  20. Иные изменения
  21. Право на отдых и свободное время
  22. Право на дополнительные квадратные метры жилплощади
  23. Конституция и Федеральный Закон о воинской обязанности
  24. Статья 39. Правовая защита военнослужащих, участвующих в защите Государственной границы, и членов их семей
  25. Статья 41. Социальная защита военнослужащих и других граждан, участвующих в защите Государственной границы
  26. Статья 42. Установление дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы

Федеральный закон о статусе военнослужащих

Законы военнослужащих

Время чтения: ~8 минут Елена Павлова 237

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» предназначен определять правовые полномочия, свободы и возложенные на граждан Российской Федерации, имеющих статус защитников Отечества, обязанности. Охватывает лиц, находящихся в действующей армии, бывших военных, уволенных в запас, и их семьи.

На основании законодательного акта, на служащих в рядах ВС, возложена обязанность с оружием защищать своё государство. Выполнять поставленные боевые задачи, зачастую рискуя жизнью и здоровьем.

Кто может рассчитывать на статус военнослужащих

Федеральный закон содержит расшифровку понятия «военнослужащий», согласно ст. 2, к этой категории можно отнести:

  • мичманов, прапорщиков, офицеров;
  • курсантов военных образовательных организаций, в том числе и высших;
  • матросов, солдат, старшин, сержантов;
  • проходящих службу по контракту.

Положение присваивается по факту зачисления в ряды ВС и оканчивается по завершении службы. Призванным на военные сборы гражданам, статус присваивается только при наличии прецедента, обозначенного в ФЗ№76.

Федеральный документ состоит в постоянной доработке и практически ежегодно в него вносятся дополнения и замены. Связано это с тем, что военнослужащие имеют ряд ограничений, связанных с родом своего занятия.

Поэтому государство стремится компенсировать эту особенность жизни различными льготами, поощрениями и дополнительными правами. Тем самым поднимая престиж армейцев, и внося дополнительную мотивацию людям в погонах.

Правовые основы статуса

Правовыми основами статуса защитников Родины в 2020 являются такие нормативы:

  • Конституция РФ.
  • Федеральные конституционные законы.
  • Настоящий Федеральный закон №76, работающий с 1998 года и заменивший ранее действующий №4338-1 от 1993 г.
  • Нормы международного права.
  • Международные договоры РФ.

На основании законодательных актов о военнослужащих все существующие гарантии (правовые или социальные), предоставленные армейцам, не могут быть снижены или отменены на местном уровне. Единственное законное изменение – это внесение дополнений в Федеральный закон №76. Это актуально также для мер правовой защиты военнослужащих и всех видов их матобеспечения.

Последняя редакция закона 76-ФЗ датирована 03.07.2020. Внесенные здесь изменения уже вступили в силу.

Скачать новый ФЗ№76.

Служащие в ВС получают соответствующие бумаги, которые способны удостоверить их личность, гражданство и правовой статус. Порядок выдачи этих бумаг определён Правительством РФ. Военные люди имеют право хранить, носить и применять выданное им оружие.

ФЗ «О статусе военнослужащих» регламентирует наделение военнослужащих и их семей жильём. А также порядок его приобретения за счёт средств госбюджета. Такой возможностью они наделяются даже после окончания службы. Этим вопросам посвящена статья 15.

Закреплены гарантии соцзащиты защитников Отечества, которые были взяты в плен или интернированы (в нейтральных странах). Законом установлено, что за этими лицами остаются ДД, матобеспечение, которые выдаются близким членам семьи. Происходит это до окончательного выявления обстоятельств события, произошедшего с военным.

Установлен алгоритм наделения армейцев льготами.

Регламентирован порядок задержания военных вне расположения ВЧ, к которой они закреплены и служат. На основании законодательства о прецеденте немедленно уведомляются органы военного управления и профильной прокуратуры.

Законом устранено ограничение на участие служащих в армии в политических собраниях, митингах или демонстрациях. Однако введен запрет на участие в подобных мероприятиях, на территории ВЧ.

Законом предусмотрена статья, определяющая религиозные предпочтения армейца. Также отдельным подпунктом выделено право проведения религиозного обряда на местности расположения ВЧ. Проводиться они могут за счет личных средств инициатора, но с обязательным одобрением командира.

Закреплено право на создание и работу профсоюзов служащих в армии лиц (Статья 9).

Прописана система получения денежного довольствия и начисления дополнительного поощрения в виде денежных выплат. Законодательно закреплена обязанность повышать ДД по принципу — пропорционально увеличению минималки. Закреплены надбавки и дополнительные выплаты.

Продобеспечение защитников Родины согласно ФЗ№76 осуществляется по нормам, которые установило Правительство РФ, также как и регламент этого обеспечения.

Согласно нормативам определён такой порядок:

Льготы для военнослужащих

  • Воины-срочники и граждане, призванные на сборы, питаются по месту службы.
  • Армейцы-контрактники, которые работают за границей или в районах КС обеспечиваются продовольственным пайком. Но происходит это только по их просьбе.
  • На время нахождения в дороге к месту прохождения отпусков, или же в период пребывания в местах командировок, воинам выплачивается продовольственно-путевое довольствие.
  • Все служащие в армии, обеспечиваются вещевым имуществом. Разновидность выданных вещей зависит от условий прохождения службы. Порядок распоряжения выданными вещами, также как и сроки пользования ими определяется разработанными правилами.
  • Контрактники, правомочны заменить получение предметов личного имущества денежным эквивалентом.
  • Все армейцы обеспечиваются банно-прачечным обслуживанием.

Охрана здоровья защитников Отечества также охвачена законодательством. Описание прав на медпомощь можно найти в ст.16. Важным моментом этой статья является то, что законом забота о сохранении здоровья солдат возлагается на их командиров.

Для этого им необходимо обеспечивать ТБ при проведении учений, также при эксплуатации военного имущества и оружия и всех моментов, связанных с прохождением воинской повинности.

Права и свободы военнослужащих в ФЗ представлены рядом статей – от 5 до 25. Часть этих статей указано в основных моментах, так как, по сути, являются основополагающими нормативами для военнослужащих. Остальные пункты беспрекословно важны и требуют развёрнутого рассмотрения.

НомерНаименованиеОписание
5Защита свободы, чести и достоинстваЛица, находящиеся на военной службе, находятся под госзащитой.Служебная деятельность не подлежит вмешательству со стороны.Любое проявление агрессии или посягательство на жизнь или имущество военного влекут за собой ответственность.
6Право на свободу передвижения и выбор места жительстваРеализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности ВЧ и обеспечения своевременности прибытия к месту несения службы.Правила передвижения военных в расположении ВЧ, их выезда за пределы места расположения, определяются общевоинскими уставами.Контрактники имеют право на изменение места службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами. При увольнении со службы контрактники имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве.
7Право на свободу словаИз имеющихся, согласно Конституции, прав на свободу слова, которыми наделён военнослужащий наряду с другими гражданами, он не правомочен разглашать государственную и военную тайну. Запрещено заниматься обсуждением приказов командования, а также критикой их решений.
10Право на трудРеализуется в виде прохождения военслужбы.Время нахождения по контракту на службе засчитывается в общий трудовой стаж, как госслужба.Период прохождения повинности в условиях повышенной для жизни или здоровья опасности, заносится в спец стаж и засчитывается при расчёте объёма пенсии.
11Служебное время и право на отдыхПродолжительность служебного времени у военнослужащих по призыву, определяется распорядком дня ВЧ. У контрактников – согласно их контракту.При этом ежедневно, за исключением случаев, определяемых общевоинскими уставами, предоставляется восемь часов для сна и два часа для личных надобностей.Военнослужащим-срочникам предоставляются не менее одних суток отдыха еженедельно. Контрактникам — не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток в месяц.
19Право на образованиеФЗ наделяет армейцев привилегией на бесплатное обучение в образовательных профучреждениях военного типа, курсах переподготовки и повышения квалификационного уровня.
20Проезд на транспортеСрочники наделены преференцией пользования всеми видами транспорта (кроме такси) без оплаты.Контрактники вместо бесплатного проезда получают денежный эквивалент, как компенсацию расходов на проезд.
21Право военнослужащего на обжалование неправомерных действийЗащитники Отечества наделены возможностью защитить свои интересы и законные права через судебные тяжбы.Любые неправомерные решения органов военуправления или действия командиров всех рангов могут быть обжалованы в порядке, разрешённом нормативами.
23Увольнение с военной службы и право на трудоустройствоДо достижения возраста, который даёт право военному по выслуге лет идти на пенсию, без его согласия никто не правомочен произвести увольнение воина со службы. Существуют исключения, закреплённые в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».Восстановление при необоснованном увольнении производится в соответствии с Положением о порядке прохождения ВС.Для уволенных со службы армейцев устанавливаются допусловия на трудоустройство. Такое же правило распространяется на семью воина. Также предоставляется дополнительное социальное обеспечение.

Порядок обеспечения гарантиями и компенсациями

Преференции, которые предназначены для военнослужащих, определяются ФЗ. Из редакции норматива с последними изменениями можно выделить группу граждан, которым положены эти привилегии.

К категориям, подлежащим покрытию компенсациями, относятся:

  • Непосредственно воины ВС, а также их семьи. Под категорию семьи попадают супруги, несовершеннолетние отпрыски и другие лица, состоящие на иждивении у защитника-армейца.
  • Уволенные со службы в пограничных, железнодорожных и внутренних войсках, вооруженных сил СССР, войсках и органах государственной безопасности и других военных формирований.
  • Граждане, уволенные из ВСРФ, а также из других видов войск и воинских формирований. К этой категории относятся уволенные из Объединенных Вооруженных сил государств, являющихся участниками СНГ.
  • Ветераны ВОВ, а также участники БД, проходящих на территории других стран.
  • Лица, обучающиеся в профессиональных и общеобразовательных организациях, ориентированных на подготовку к военной службе и не достигшие совершеннолетия.
  • Военные, выполняющие свою повинность при вооруженных конфликтах, или же в условиях ЧП.

Все привилегии, предоставляемые военнослужащим, собраны в статье3 Федерального закона. Статьёй чётко предопределена ответственность государства за надлежащее соцобеспечение военных и их семей.

Поскольку исполнение долга у воинов сопряжена рисками его летального исхода, государством разработана стратегия соцзащиты членов семей погибших защитников Отечества. Этому посвящена статья 24 рассматриваемого ФЗ.

Согласно этой статье гибель военного рассматривается как утрата кормильца. Семья погибшего имеет право на:

  • пенсионное обеспечение;
  • закрепление за ними жилища, предоставленного погибшему военному;
  • ремонт ИЖС;
  • компенсацию коммунальных услуг (при условии, что погибший имел стаж от 20 лет);
  • преимущественное первенство на соц- и медобслуживание.

За вдовами погибшего солдата, попадающими под обеспечение соцгарантиями и компенсациями, обозначенные привилегии сохраняются до факта вступления в повторный брак.

Обязанности военнослужащих

Действующий ФЗ№76 в большей степени разработан как стимул для защитника Отечества, однако, наряду с правами и привилегиями, в нормативе регламентированы и обязанности армейцев.

У военных существуют должностные повинности, специальные, а также разработана статья 27.1 «Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы». Но обязательства, касающиеся всех лиц в погонах, собраны в главе «Общие обязанности» и выглядят следующим образом:

  • быть верными данному Родине обязательству;
  • беззаветно служить народу своей страны;
  • мужественно и умело защищать государство;
  • соблюдать Конституцию и законы РФ, требования уставов и приказы непосредственных командиров;
  • дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;
  • совершенствовать армейское мастерство;
  • содержать в постоянной боевой готовности вооружение и технику;
  • беречь вверенное военное имущество;
  • быть дисциплинированными и бдительными;
  • хранить государственную и военную тайну;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права.

Защита обозначенной категории граждан в правовом аспекте – это главная функция государства. Именно Правительство взяло на себя обязательство закреплять в издаваемых ими актах определённые права, соцгарантий и компенсаций предназначенные защитникам Родины и членам их семей, а также разработало механизм их претворения.

Роль стимулирования, как материального, так и морального, направлена государством, для непосредственного обеспечения деятельности военного эффективностью.

К группе общих прав в нормативах о воинской службе и статусе военнослужащих, обеспечивающих этот стимул, разумно отнести те, которые имеют отношение к матобеспечению, различным преференциям, поощрениям, продвижением по службе и правовой защите.

Также немаловажным фактором являются предоставленные широкие возможности для членов семьи военнослужащего.

Источник: https://prizivniku.com/raznoe/federalnyy-zakon-statuse-voennosluzhashchih

Закон о статусе военнослужащих: правки, планируемые нововведения

Законы военнослужащих

Основными постулатами безопасности РФ считаются общественная и государственная защищенность и национальная оборона. Они достигаются с помощью сил армии и флота.

Состояние этих воинских формирований зависит не только от людей, но и от предоставляемых страной условий. Правовые аспекты их деятельности и гарантии зафиксированы в Конституции РФ и законодательных актах.

Один из них — Федеральный закон о статусе военнослужащих, рассматривается далее.

Закон о статусе военнослужащих

Военная обязанность в системе государственной власти

Обеспечение целостности РФ и государственного суверенитета достигается через введение конституционной обязанности по защите родины.

Согласно Конституции РФ охрана Отечества — долг гражданина РФ. Это закреплено в ст.59.

Статья 59 Конституции РФ

Основные моменты:

  1. Воинская служба считается разновидностью государственной. Это главная форма реализации конституционной обязанности по защите родины.
  2. Военнослужащим отведена ведущая роль в оборонных и вопросах безопасности.
  3. В рамках прохождения службы затрагиваются не только технические аспекты пребывания граждан в Вооруженных Силах. Они рассматривают различные стратегии сохранения государственных границ.

Аспекты взаимодействия государства и армии на законодательном уровне регулярно пересматриваются и усовершенствуются.

Взаимодействие военнообязанных граждан и государства всегда находится под прицелом законодателей

Анализ Закона о статусе военнослужащих

Правовая подоплека статуса военнослужащего подкреплена следующими документами:

  • Конституцией;
  • подзаконными актами;
  • законами.

Статусы военнослужащего и гражданина РФ взаимосвязаны. В частности, служащие обладают теми же правами, что и обычные физические лица.

ФЗ №76 «О статусе военнослужащих» принят 06.03.1998 г. Он фиксирует основные принципы российской политики в сфере общественной и правовой защиты действующих и бывших военных, членов их семей.

Главные моменты:

  1. Упорядочивает ответственность и предоставленные права лиц, находящихся на службе.
  2. Освещает следующие вопросы:
    • охрана достоинства;
    • предоставление отпуска и страховки;
    • материальная компенсация;
    • обеспечением жилым помещением во время службы и после;
    • льготы и компенсации;
    • вещевая и продовольственная поддержка.
  3. Рассматривает ограничения деятельности, вызванные спецификой службы.
  4. Прописывает круг обязанностей, связанных с обеспечением безопасности государства и пребыванием в состоянии полной готовности к осуществлению служебных задач.

Большая часть документа посвящена описанию свобод и прав людей этой категории. При предоставлении льгот или иных материальных благ учитываются нюансы прохождения службы, выслуга лет и наименование чина.

В 2019 г. продолжается воинская реформа

Вопросы статуса

Под понятием статус военнослужащего подразумевают объединение прав и свобод. Регулируется федеральным и конституционным законами, описывающие обязанности служащих и виды ответственности.

Особенности трактовки:

  1. Один из наиболее значимых моментов — переход из общегражданского в военно-служебный статус. Новое правовое состояние гражданин приобретает лишь после начала службы.
  2. При определении статуса рассматриваются следующие категории военных:
    • военнообязанные;
    • призывники;
    • граждане, находящиеся на военных сборах;
    • осуществляющие службу по контракту;
    • захваченные в плен;
    • заложники;
    • безвестно отсутствующие до признания умершими.
  3. Статус военнообязанного становится недействительным после прекращения службы.
  4. Рассматриваемая категория лиц обладает равными правами с обычными гражданами РФ. Но к ней применяется ряд правовых ограничений.
  5. Законным правом причислять к этой группе граждан обладают лица следующих званий:
    • прапорщики;
    • мичманы;
    • офицеры;
    • солдаты;
    • курсанты;
    • матросы.
    • служащие по контракту сержанты.

Статус военнослужащего предоставляется людям, проходящим службу начиная с 28.03.1998 г.

Одним из краеугольных камней является соотношение гражданского и военного статуса лица

Среди определяющих факторов, влияющих на социальное положение, выделяют следующие:

  1. Обладание главными общегражданскими обязанностями и правами.
  2. Выполнение обязанностей, связанных с заботой о безопасности страны. Эта функция накладывает дополнительные повинности и ограничение ряда прав.

Исходя из этого, военнослужащий наделен взаимосвязанными между собой общей и специальной правоспособностями. Последняя состоит из первой и одновременно является ее производной.

Статус регламентируется законами и подзаконными актами

Права, обязанности и ответственность

Таблица 1. Виды военно-служебных прав, полномочий и обязанностей

ВидХарактеристика
ОбщиеОтносятся ко всем служащим. Помимо ФЗ «О статусе военнослужащих» закреплены в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
ДолжностныеВоенные получают их в соответствии с занимаемыми должностями. Они зафиксированы в должностных регламентах и общевоинских уставах.

Права военнослужащих

Рамки поведения и действия, направленные на удовлетворение собственных интересов, прописаны на законодательном уровне. Все права классифицируют на 3 группы.

Таблица 2. Группы прав военнослужащих

ГруппаОписание
Общегражданские, закрепленные в КонституцииОни описывают статус военнослужащего в качестве гражданина страны. Делятся на юридические, гражданские, культурные, персональные, экономические, социальные и политические. Часть из них может быть лимитирована.
Общие и должностныеЗависят от специфики воинской службы. Права дифференцируются в зависимости от должности, чина, принадлежности к определенному составу, условий выполнения воинской повинности и иных факторов.
Специальные права, временно предоставляемые служащим при чрезвычайных ситуацияхВозникают во время боевых действий, прохождения пограничных нарядов или несении боевого дежурства. Обусловлены осуществлением деятельности, выходящей за рамки первоначально возложенных полномочий. Они регулируются законодательными актами, выпускаемыми в связи с конкретной ситуацией или отдельными нормами. Примеры дополнительных обязанностей — применение силы либо оружия.

Улучшению правовых отношений между государством и служащими уделяется много внимания

Среди общих гарантий выделяют следующие:

  • духовные;
  • экономические;
  • социальные;
  • политические.

Наиболее существенным считается юридический аспект, прорисованный в виде системы правовых норм. Они нацелены на определение круга обязанностей, полномочий, их реализации и защиты.

Часть прав во время прохождения службы ограничивается на законодательном уровне. Это делают для защиты следующих аспектов:

  • конституционного строя;
  • состояния здоровья;
  • проблем нравственного характера;
  • безопасности государства.

Гарантированность прав подразумевает многоуровневую систему общественных взаимодействий. Они возникают в рамках функционирования муниципальных и государственных инстанций, а также военнослужащих и должностных лиц при реализации правомочий военнообязанных лиц.

Помимо перечисленных понятий в федеральном законе рассматриваются следующие преимущества:

  1. Льготы. Предоставление конкретных материальных преференций, не предусмотренных для рядовых граждан.
  2. Компенсации. Денежные выплаты, зафиксированные в нормативных актах. Например, отдых в санатории, вещевое имущество или оплата съемного жилья.
  3. Гарантии. Зафиксированные законодательно обязательства государства перед военнослужащими выполнить конкретное действие в его пользу.

Понятия льгот, компенсаций и гарантий считаются составляющими правового статуса военных наряду с обязанностями, ответственностью, полномочиями и правами

Имея военную выслугу лет, человек имеет право на получение более высокой пенсии, а также различных льгот. В специальной статье разберемся с условиями назначения и оформления такой выплаты.

Обязанности и ответственность

Прописаны общие, должностные и специальные. Под обязанностью понимают возложенные на служащего полномочия. Они делятся на 2 вида:

  1. Активные — направленные на осуществление определенных действий.
  2. Пассивные — предполагающие уклонение от ряда поступков.

Служащие обязаны выполнять поставленные руководством задачи и тренировать армию для защиты Отечества. Под этим постулатом подразумевается готовность рисковать собственной жизнью.

Юридическая ответственность — обязанность правонарушителя нести возложенные на него санкции, штрафы и наказания за совершенные преступления. Наказательные меры применяются с учетом специфики правового положения.

Таблица 3. Виды ответственности

ТипОписание
Уголовная1. За совершение воинских преступлений (по специальным основаниям). 2. За остальные злодеяния (по общим).
ДисциплинарнаяДисциплинарные проступки, перечисленные в общевоинском уставе, либо за неподчинение командиру.
АдминистративнаяЗа правонарушения, указанные во II ч. ст. 2.5 КОАП РФ.
МатериальнаяЗа порчу воинского имущества. Регламентируется ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».

КоАП РФ Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

Привлечение к одному из типов ответственности не означает освобождение от остальных видов.

Военным отведена самая важная роль в решении вопросов обороны

Запреты и ограничения прав

Правовая основа — ст. 55 Конституции РФ, ч.3 и федеральные законы. Другими правовыми актами запрещено регламентировать ограничения прав.

Конституция РФ Статья 55

Таблица 4. Основные аспекты лимитирования

РазновидностьХарактеристики
ОграниченияПрописанная на законодательном уровне невозможность полного выполнения общегражданских полномочий:
  • выезд за пределы страны или гарнизона;
  • ограничения права на отдых и труд. Обусловлена спецификой воинской службы.
  • ЗапретыВоздержание от осуществления действий, которые негативно отразятся на выполнения служебных предписаний. Виды запретов:
  • на забастовку;
  • на ведение предпринимательской деятельности;
  • антикоррупционный.
  • Внесенные правки

    За последние несколько лет в закон были внесены дополнения. Существенный блок правок коснулся способов увольнения действующих служащих, а также проходивших службу по контракту или призыву.

    ФЗ «О статусе военнослужащих» неоднократно подвергался модификациям

    Основные моменты:

    1. По окончанию выполнения своих обязанностей перечисленным лицам не предоставляются следующие преференции:
      • ежегодный медицинский осмотр;
      • жилье;
      • ежегодный медицинский осмотр
      • возможность бесплатного проезда.
    2. Дополнительный отпуск продолжительностью до 10 календарных дней, предоставляемый ежегодно, возможен при определенных условиях. Служащий должен в течение последнего года работать по ненормированному рабочему графику.
    3. Не достигшие предельного возраста контрактники не могут быть уволены без их письменного соглашения.

    Ежемесячная компенсация полагается и при увольнении, и при самостоятельном уходе из Вооруженных Сил. Служащий вправе выбирать способ начисления пенсии.

    Помимо этого были дополнены либо изменены следующие моменты:

    1. Предоставление жилья либо стартового капитала для его строительства.
    2. Исключение опасных мер из полномочий командиров воинских частей. Вверение им обязанностей по заботе о здоровье солдата.
    3. С целью усиления заботы о физическом состоянии персонала должны проводиться соответствующие мероприятия.

    Также предусматривается возможность обучения. Это касается профессиональных организаций и ВУЗ-ов

    Правки 2019 г

    В III чтении членами Государственной Думы были внесены новшества, касающиеся передачи определенной информации и использования ряда устройств. За принятие правок проало 408 депутатов.

    Начиная с 2019 г. военнослужащим запрещено размещать данные о своей работе в социальных сетях. Недопустимы публикации местонахождения во время исполнения своих воинских обязанностей и любые фото или сведения, позволяющие определить принадлежность к роду войск.

    Основные моменты:

    1. Находясь на службе, при себе нельзя иметь технического средства, дающие возможность распространять фото, виде и данные геолокации. Все перечисленное можно сделать посредством смартфонов.
    2. Запрет относится как к действующим военнослужащим, так и уволенным в запас. Последнюю категорию лиц обязывают не размещать в сетях соответствующую информацию на протяжении 5 лет после прекращения службы.
    3. Эти ограничения касаются отдельных аспектов службы, таких как ведение боевых действий, пребывание на дежурстве и т.д.
    4. Призывникам и военнослужащим не разрешается информировать журналистов о характере службы и разглашать сведения о бывших сослуживцах.

    Изменения были внесены с целью предотвращения психологического, информационного воздействия и вырабатывания у граждан предвзятого мнения о государственной политике

    Планируемые нововведения

    Законодатели собираются снабдить командиров рядом новых полномочий. Это касается сферы нравственности.

    В проекте закона лица, занимающие руководящие посты, должны блюсти моральное состояние своих подчиненных. В это понятие входят психологическое состояние служащих, их этические и политические установки. По мнению представителей власти от них зависит способность служащего выполнять свой военный долг.

    Контроль поддержания должного морального облика будет вверен Главному военно-политическому управлению. Помимо проведения политической работы, эта организация будет инспектировать воинскую дисциплину.

    Источник: https://yr-expert.com/zakon-o-statuse-voennosluzhashhih/

    Федеральный закон №76-ФЗ

    Законы военнослужащих

    В 2019 году в федеральный Закон о «Статусе военнослужащих» №76 внесены ряд корректировок и правок. Основные изменения пришлись на положения, касающиеся свободы слова служащих (ст. 7).

    Дополнительные корректировки коснулись прав на отдых и свободное время (ст. 11), дополнительные метры жилой площади (ст. 15.1) и охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 16).

    Редакция документа произведена на основании Федеральных законов №19, №545 и №309.

    Право на свободу слова

    Изменения в законе «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) в 2019 году внесены 19 Федеральным Законом и действуют с 6 марта 2019 года. Корректировке подверглись ряд положений, касающихся свободы слова, в п. 1 ст. 7 Закона, а также введены дополнительные регламентирующие меры, отраженные в п. 1.1-1.4 ст. 7 Закона.

    В 2019 г. Закон однозначно запрещает военнослужащим разглашать сведения, охраняемые законом РФ, а также представляющие государственную тайну (п. 1), где также, согласно п. 1.1, не допускается:

    • публиковать в средствах массовой информации и социальных сетях сведения, демонстрирующие принадлежность к военной службе;
    • распространять в Интернете информацию о других лицах, состоящих на военной службе, а также об их семьях;
    • распространять сведения, отражающие аспекты военной и служебной деятельности, деятельности военных организаций и формирований, находящихся под охраной государства.

    В п. 1.2 ст. 7 (далее – Статьи) Закона приводится перечень обстоятельств, исключающих применение положений п. 1.1 в отношении военнослужащих. Среди них:

    • распространение информации на основаниях, продиктованных нормативными актами РФ;
    • публикация сведений в системе персональных данных, обеспечивающих конфиденциальность и запрет на передачу посторонним лицам;
    • публикация и распространение информации в рамках компетенции и обязанностей служащего по регламенту, установленному законодательством РФ.

    Теперь гражданам, состоящим на службе, запрещено иметь при себе технические средства, обеспечивающие доступ к коммуникативным сетям, оснащенные средствами аудио- и звукозаписи, а также фотокамерой (п. 1.3 Статьи), если иное не предусмотрено служебным регламентом и не предполагает исполнение должностных обязательств военнослужащего (п. 1.4 Статьи).

    Справка. Нарушения закона в части п. 1.3 и п. 1.1 Статьи с 2019 года классифицируется как грубый дисциплинарный проступок.

    Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

    В 2019 году корректировке подверглась ст. 16 Закона, касающаяся права на охрану здоровья и медицинскую помощь военнослужащим. Изменения регламентированы 545 Федеральным Законом РФ и вступили в силу с января 2019 года, окончательно отменив действие постановления Правительства №56, которое было упразднено ПП №1191 в сентябре 2017 года.

    Теперь право на санаторно-курортное обслуживание получили члены семей граждан, состоящих на военной службе на следующих условиях:

    • исполнение служебных обязанностей по военному контракту;
    • прохождение службы в воинских частях постоянной готовности;
    • исполнение служебных обязанностей на должностях, подлежащих квалификации в матросов, сержантов, солдат и старшин;
    • заключение воинского контракта после января 2004 года.

    Ранее перечисленные категории военнослужащих, получившие травму или увечье при исполнении служебных обязанностей, приобрели право на внеочередное получение путевки в пункты санаторно-курортного обслуживания (Федеральный Закон №394, действующий с января 2017 года). Также служащие и члены их семей на основании заключения военной медицинской комиссии имеют право на получение дополнительной путевки (п. 4 ст. 16 Закона).

    В 2019 году право на внеочередное, общее и дополнительное предоставление путевки в санаторий не зарезервировано только за курсантами профессиональных и высших военных образовательных учреждений (п. 4 ст. 16 Закона). Изменения регламентированы п. 2 Федерального Закона №545.

    Иные изменения

    Дополнительные изменения в Законе «О статусе военнослужащих» коснулись права на отдых и свободное время, а также порядка предоставления жилой площади. Документ подвергся редакции на основании Федеральных Законов №545 и №309.

    Право на отдых и свободное время

    Корректировки в ст. 11 (далее — Статьи) Закона произведены на основании п. 1 ФЗ-545 от декабря 2018 года.

    В 2019 году за военнослужащими, исполняющими служебные обязанности в воинских частях постоянной готовности, а также переходящими в набор служащих по контракту, закреплены гарантии, предусмотренные п.

    1 и п. 3 Статьи Закона. На основании п. 1 служащие имеют гарантированное право на следующее:

    • нормированную продолжительность рабочей недели, не превышающую пределы, установленные нормативными актами РФ;
    • компенсацию в виде дополнительных дней отдыха при исполнении сверхурочной службы;
    • присоединение компенсации сверхурочных в виде дополнительных дней отдыха к основному отпуску по желанию военнослужащего.

    На основании п. 3 Статьи служащие, исполняющие обязательства по боевому дежурству, а также принимающие участие в служебных и военных мероприятиях в перечне, установленном Министерством Обороны РФ или иными органами исполнительной власти, имеют следующие гарантии:

    • привлечение к участию в мероприятиях в рамках нормированной продолжительности рабочей недели, не превышающей пределы, установленные нормативными актами РФ;
    • дополнительные сутки отдыха в виде компенсации за участие в мероприятиях сверх нормы рабочей недели;
    • выплата денежного довольствия взамен натуральной компенсации в виде дополнительных суток отдыха с расчетом на каждый день, отработанный сверхурочно.

    Ввиду изменений, подготовленных в последней редакции документа, из Статьи исключено положение о предоставлении не менее 1-х суток отдыха служащим в воинских частях постоянной готовности (п. 4 Статьи).

    Право на дополнительные квадратные метры жилплощади

    В 2019 году редакции подверглась ст. 15.1 о предоставлении жилой площади Закона на основании ст. 3 ФЗ-309. Изменения вступили в силу 31 января 2019 г., где право на дополнительные квадратные метры жилья закреплено за такими категориями:

    • служащими, имеющими звания полковника и выше;
    • вышедшими на пенсию и служащими на пенсии;
    • ушедшими в отставку по состоянию здоровья;
    • командирами воинских частей;
    • служащими, обладающими почетными званиями РФ;
    • преподавателями военных ВУЗов, колледжей и учебных центров;
    • служащими, имеющими научную степень или звание.

    За перечисленных категориями военнослужащих закрепляется право на получение дополнительных метров жилплощади в пределах 15-25 кв. м. (п. 2 ст. 15.1 в ред. Закона от 03.08.2018 г.).

    С изменениями Закона, вступившими в силу, можно ознакомиться в обзоре последних редакций документа. Правки, коснувшиеся права на свободу слова, отражены в тексте 19 Федерального Закона РФ.

    Изменения, пришедшиеся на право на отдых и охрану здоровья, регламентированы Федеральным Законом №545.

    Корректировки, обеспечивающие некоторым категориям военнослужащих право на дополнительные квадратные метры жилплощади, изложены в тексте Федерального Закона РФ №309.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

    Источник: https://zakonguru.com/izmeneniya/status-voennosluzhashhix.html

    Конституция и Федеральный Закон о воинской обязанности

    Законы военнослужащих

    Воинская обязанность — закрепленная Конституцией РФ и регулируемая нормами военного права обязанность граждан РФ нести военную службу в Вооруженных Силах РФ и других войсках и защищать Отечество. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

    Воинская обязанность регулируется ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и другими нормативными актами.

    По действующему законодательству формами исполнения воинской обязанности являются: подготовительные (воинский учет, подготовка к военной службе, военное обучение в военное время); основные (поступление на военную службу, прохождение военной службы, прохождение альтернативной гражданской службы, пребывание в запасе); специальная — служба (работа) в качестве военных строителей. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами (военкоматами) по месту жительства (об основных формах исполнения В. о. см. Альтернативная служба. Военная служба).

    Правовые основы военной службы регламентированы соответствующим законодательством.

    Оно представляет собой совокупность правовых норм по регулированию общественных отношений, возникающих в связи с исполнением воинской обязанности гражданином Российской Федерации.

    Это законодательство структурно состоит из конституционных норм, законов и иных нормативных правовых актов. В целом оно представляет собой системное образование, имеющее общий предмет — правовое регулирование.

    Основы правового регулирования обеспечения обороны страны и строительства Вооруженных Сил содержатся в Конституции Российской Федерации.

    Значимость Конституции для нормальной жизнедеятельности государства, в том числе и для военной деятельности, состоит в том, что ее нормы и институты обладают высшей юридической силой.

    Это означает, что все иные законы и правовые акты созданы на основе и в соответствии с Конституцией и не могут ей противоречить.

    Другими основными законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обороны и военного строительства, являются:

    указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»;

    закон «Об обороне»;

    закон «О воинской обязанности и военной службе»;

    закон «О статусе военнослужащих»;

    закон «О государственной границе Российской Федерации»;

    закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей»;

    военная доктрина;

    общевоинские уставы и др.

    Вот что написано о воинской обязанности в Конституции РФ.

    Статья 59.

    1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

    2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

    3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

    Другими основными законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обороны и военного строительства, являются:

    Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»

    После распада СССР перед независимой Россией вновь встал вопрос о формировании российских ВС. 7 мая 1992 г.

    Президент РФ издал Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации», в котором подчеркивалось… «создавая собственные ВС Российской Федерации сохраняет и подтверждает преемственность лучших боевых традиций российской армии…».

    Отмечалась необходимость использования ВС только для защиты свободы и независимости России, обеспечения ее безопасности и суверенитета. Среди принципов строительства ВС РФ выделено создание многонациональной кадровой армии комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту и ряд других.

    Федеральный закон «Об обороне»

    Приведем здесь одну статью закона, о тех, в чью воинскую обязанность входит защищать нашу Родину

    Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом

    1. Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

    2. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

    1) военнослужащими — путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу;

    2) гражданским персоналом — путем добровольного поступления на работу.

    3. Штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, а перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом, — министром обороны Российской Федерации.

    4. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации создается запас военнообученных людских ресурсов.

    Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

    В марте 1998 г. был принят очередной, ныне действующий закон «О воинской обязанности и военной службе», определяющей порядок подготовки и прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ.

    Служить в ВС – служить Родине.

    Военнослужащий – защитник Отечества, на которого в современных условиях возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, именно поэтому он должен обладать рядом качеств.

    Прежде всего, военнослужащий – патриот, который любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии, а потому, что это его Родина. Любовь к Родине – это проявление патриотизма, защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

    Военнослужащий ВС РФ – это человек, соблюдающий воинскую честь и достоинство, обладающий гуманностью, человеколюбием. Военнослужащий всегда должен быть готов в любых условиях соблюдать военную присягу и законы. Патриотизм, долг и честь солдата – это те морально-духовные качества, которые делают армию непобедимой.

    Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

    В этом законе определяется статус военнослужащих, права и обязанности, которые на них возлагаются. Вот как определяются основные обязанности в этом документе.

    На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

    Федеральный закон «О государственной границе Российской Федерации»

    В законах и правовых актах представлены не только обязанности военнослужащих и вопросы их правовой и социальной защиты, которые касаются также сечей военнослужащих. Об этом говорится в следующих статьях:

    Статья 39. Правовая защита военнослужащих, участвующих в защите Государственной границы, и членов их семей

    Военнослужащие, непосредственно участвующие в защите Государственной границы, наделяются статусом военнослужащих, выполняющих специальные обязанности, установленным Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих».

    Они являются представителями федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

    Никто, кроме лиц, специально уполномоченных на то федеральным законом, не вправе вмешиваться в их деятельность.

    Воспрепятствование исполнению военнослужащими обязанностей по защите Государственной границы, посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество военнослужащего или членов его семьи в связи с выполнением им этих обязанностей влекут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

    Статья 41. Социальная защита военнослужащих и других граждан, участвующих в защите Государственной границы

    Социальная защита военнослужащих и других граждан, непосредственно участвующих в защите Государственной границы, гарантируется законодательством Российской Федерации.

    Статья 42. Установление дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы

    Военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы, законодательством Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (в пределах их полномочий) могут быть установлены и иные, кроме предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации.

    Федеральный закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей»

    Статья 6. Реализация права на пенсионное обеспечение.

    Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

    Источник: https://pechatniki.mos.ru/presscenter/news/detail/1525114.html

    Онлайн-юрист
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: